Художественное время в сказках и былинах
Зображение времени в фольклоре сильно отличается от изображения его в художественной литературе — сильно нарушено традиционное единство изображения.
Прежде всего необходимо определить основные аспекты, с точки зрения которых следует характеризовать данную категорию относительно фольклора:
1) условность или историчность;
2) закрытость или открытость;
3) равномерность или неравномерность;
4) направленность;
5) завершенность.
В данных аспектах рассмотрим сказки и былины.
Все волшебные сказки используют вымысел, традиционно восходящий к глубокой старине. Вся динамика развития волшебного повествования основана на стремлении героя к своей цели путем преодоления невероятных трудностей с помощью чудесных предметов и животных-помощников. Из этого сразу видно, что сюжет не связан и не может быть связан с действительностью. Сказочные время и пространство не выходят за пределы сказки. Они целиком замкнуты в сюжете.
Пространства и времени как бы нет до начала сказки и нет по ее окончании. Сказка начинается как бы из небытия, из отсутствия времени и событий:
«Жил-был король вдовый; у него было двенадцать дочерей, одна другой лучше…» . Или «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был старик, у него был сын…» .
Из этих примеров мы также видим и условность пространства и времени, так как формула «жил-был» не дает нам точной отнесенности к какому-то времени. Тем не менее можно видеть, что действие отнесено к прошлому. Это выражается грамматически, то есть формой прошедшего времени глаголов «жить» и «быть».
Второй пример указывает еще и на условность пространства: непонятно, в «царстве» ли это произошло или в «государстве».
Заканчивается сказка не менее подчеркнутой остановкой сказочного времени; сказка кончается конструкцией наступившего «отсутствия» событий: благополучием, свадьбой, пиром и смертью злодея: «Горе потонуло, а купец стал жить по-старому, по-прежнему» ; «А царевич поехал к отцу, выпросил разрешения и женился на купеческой дочери, и стали они счастливо жить-поживать, да добра наживать» .
Мы уже не можем предположить, что будет дальше происходить с этими персонажами. Заключительное благополучие — это конец сказочного времени.
Выход из сказочного времени в реальность совершается и с помощью саморазоблачения рассказчика: указанием на несерьезность рассказчика, на нереальность всего им рассказанного, снятием иллюзии.
«Принесла в избу сметану, посадила с собою Лутоню. Лутоня наелся донельзя, залез на палати и уснул. Когда он проснется, тогда и сказка моя дале начнется, а теперь пока вся» .
«Говорят, в старину все такие-то удальцы рожались, а нам от них только сказочки остались» .
Иногда завершительная формула напоминает, что сказочник профессионал и требует себе платы за исполнение:
«Сказке конец, а мне меду корец» .
Чаще всего рассказчик говорит, что он был на пиру, которым закончилось действие, но и здесь явно прослеживается фантастичность:
«На том пиру и я был, мед-вино пил, по устам текло, да в рот не попало; тут меня угощали: отняли лоханку от быка да налили молока; потом дали калача, в ту ж лоханку помоча. Я не пил, не ел, вздумал упираться, со мной стали драться, я надел колпак; стали в шею толкать» .
Ылины так же, как и сказки, не имеют авторского времени. Их время — время действия и время исполнения. Время былин также является замкнутым.
Время целиком замкнуто в сюжете. Целиком и полностью оно отделено от общего исполнительского времени: начинается с начала сюжета и заканчивается концом сюжета. По большей части конец былины — это конец подвига богатыря.
Начинается былина определенными формулами, которые определяют место действия и дают основные указания о богатыре:
Как во славном-то городе во Киеве У ласкова князя у Владимира Заводилось пированьице, почестен пир.
И заканчивается всегда победой, восславлением богатыря, пиром или всеобщим благополучием:
Да с той поры Рязань стала славная, Да с той поры Рязань стала богатая, Да тут ли в Рязани Авдотьино имя возвенчалось. Да и тем дело кончилось.
Сказке прошлое, определяемое только грамматически, не определено в общем потоке истории, замкнуто и как бы воспроизводится в каждом новом исполнении, благодаря чему усиливаются ее изобразительные стороны. Время же действия былин строго локализовано в этом прошлом — в условной эпохе русского прошлого, которое можно было бы назвать «эпической эпохой».
Когда бы ни слагалась былина и какое реальное событие она ни отражала бы, она переносит свое действие в своеобразное эпическое время — в Киев, ко двору князя Владимира и так далее.
А был ведь пособран-то богатый пир Как у ласкового князя у Владимира.
Русская былина воспроизводит мир социальных отношений и историческую обстановку именно того времени.
Определяя время действия былины как условное, необходимо иметь в виду, что воспринимается оно тем не менее как историческое, действительно существовавшее, а не фантастическое. Вот почему героев исторического эпоса народ никогда не наделял вымышленными именами.
Итак, действие былины происходит в прошлом, но не в неопределенном прошлом сказок, а в строго локализованном идеализированном эпическом времени, в котором существуют особые социальные отношения, особый быт, особенные психологические законы.
События былины, в отличие от событий сказок, воспринимаются как события русской истории, они отнесены к условной русской старине. Рассмотрим это на конкретной былине.
Прообразом Тугарина Змеевича в былине «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», как полагают многие ученые, был половецкий хан XI века Тугоркан. Исторический Тугоркан был в родственных узах с киевскими князьями и вел по отношению к русским двойную политику. В 1906 году, во время княжения Святополка, он подходил к Киеву и громил его окрестности:
И Тугарин Змеевич нечестно хлеба ест. По целой ковриге за щеку мечет, Те ковриги монастырские, И нечестно Тугарин питья пьет — По целой чаше охлестывает, Котора чаша в полтретья ведра.
Но затем войско Тугарина было наголову разгромлено, а сам он был убит.
Алеша соскочил со добра коня И проколол уши у головы Тугарина Змеевича И привязал к добру коню, И привез в Киев-град на княжецкий двор, Бросил среди двора княжецкого.
Ри всей «абсолютной завершенности» эпического времени, оно завершено лишь формально, так как в идеологическом отношении эпическое время является временем русской старины, национально-историческим прошлым. Оно — самостоятельная часть русской истории.
Формальная замкнутость эпического времени ведет к тому, что сюжет в нем по преимуществу один и время однонаправлено, «однолинейно».
Когда в произведении время течет «открыто» и связано историческим временем, тогда в произведении легко могут совмещаться несколько временных рядов и последовательность событий может переставляться . Все перестановки и все временные ряды совершаются на фоне исторического времени. Когда же время произведения замкнуто, перестановки затруднены.
Время и в былине, и в сказке развивается только в одном направлении и никогда не возвращается назад, поэтому в сказке, как отмечают Д. С. Лихачев и В. Я. Пропп, никогда нет статических описаний. Описание в сказках, по их мнению, дается в динамике, в действии.
«Повадилась к царю Васславу в сад летать жар-птица; на ней перья золотые, а глаза восточному хрусталю подобны. Летала она в тот сад каждую ночь и садилась на любимую Васслава-царя яблоню, срывала с нее золотые яблочки и опять улетала…» — демонстрируется активное описание, попутное действиям жар-птицы.
Порой описания даются такими существительными, которые прямо и норовят превратиться в глаголы: «…едет мимо мясных лавок — шум, брань, толпа народу…» .
Значит, время в сказке не останавливается для описания. Оно равномерно движется во времени всего рассказа.
Но чаще всего описания заменяются устойчивыми оборотами: «добрый молодец», «красна девица», «чисто поле», «широко раздолье».
Отсчет времени в сказке ведется от одного эпизода к другому. Время отсчитывается от последнего события: «через год», «через день», «на следующее утро».
«Другая ночь приходит. Средний брат тоже не едет ночевать на могилу… На третью ночь Иванова очередь…» .
«На другую ночь пошел опять на охоту. Попадается ему навстречу лисичка…» .
Как правило, данные формулы — трехкратного повторения. Повторяемость эпизодов замедляет развитие действия. Это, в свою очередь, противоречит убеждению о равномерности развития сюжета народной сказки.
Э. В. Померанцева пишет о том, что традиционные формулы в сказке, с одной стороны, придают ей затейливый, разукрашенный характер, а с другой — служат одним из приемов замедления ее повествования.
Традиционные формулы — «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «утро вечера мудренее», «день коротается, к ночи подвигается», «едет далеким-далеко, высоким-высоко» — и разграничивают, и связывают эпизоды сказки.
«Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли — скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается — приехал он во царство змеиное, убил царя-змея, освободил от неволи прекрасную королевну и женился на ней…» .
Данные формулы замедляют действие, останавливают его там, где особенно заметен разрыв между длительностью событийного времени и быстротою рассказа об этих событиях. Они подчеркивают стремление единству времени: времени исполнения и времени, которое должны бы занимать сами события. Единство времени достигнуто быть не может — достигается лишь условная пропорция между длительностью самих событий и длительностью рассказа о них.
Главное событие былины — сборы в поход на врага, схватка. Победа и благополучное завершение. Развитие действия однолинейно, но неравномерно: то замедляется, то убыстряется.
Едет герой на врага и сразу же оказывается в сражении с ним:
Ай тут старой-от казак да Илья Муромец, Он скорешенько садился на добра коня, Ай он вез-то Соловья да во чисто поле, А он срубил ему буйну голову.
Вышел богатырь из одного места и тут же оказался в другом:
Пошел Садко от Ильменя от озера. Как приходил Садко во свой во Новгород, Позвали Садко на почестен пир…
Напротив, седлание коня, «богатырская поездочка», стреляние из лука совершаются медленно:
Пошел-то Добрыня на широк на двор Седлать-уздать он своего коня доброго, Накладывал уздечку золоченую, Накладывал на коня-то он напотнички, На напотнички — подпотнички, На подпотнички — мягки войлочки, На войлок клал седелышко черкесское, О двенадцати подпругах о шелковых…
Замедление действия достигается описанием местности:
Ай по той ли по дорожке прямоезжею Да пехотою никто да не прохаживал, На добром коне никто не проезживал. Как у той ли у Грязи-то у Черной, Да у той ли у березы у покляпыя, Да у той ли у речки у Смородины, У того креста у Леванидова Сидит Соловей Одихмантьев сын.
Неровность течения времени в былине в значительной степени объясняет концентрацию действия вокруг богатыря и его силу. Богатырь — сила, он активен, он сражается, он властвует над событиями, он движет временем. Художественное время былины зависит от богатыря, от его активности в сюжете.
Неровность течения времени в былине — это неровность действия богатыря. Время движется богатырским подвигом. Богатырь как бы толкает время, движет его рывками, напряжением силы.
Таким образом, особенности художественного времени в сказках и былинах направлены на создание выразительной динамики развития действия.
Художественное время в сказках и былинах