Художественные особенности барочной поэзии Джона Донна
Поэзии барокко присущие трагическая напряженность и трагическое мировосприятие. Расположения духа пессимизма, скепсиса, разочарования усиливаются от осознания того, что человек — песчинка во Вселенной, жизнь мимолетная, и в нем властвует фатум. Наиболее распространенные темы поэзии — «Помни о смерти!», «Суета». У художников барокко был целый набор любимых метафор: здешнее «жизнь есть сон» (настоящая жизнь наступает лишь после физической смерти); реальный мир — «юдоль страданий» (их треба стойко терпеть в ожидании смерти, соединяясь душой с Бог); жизнь человека — роза, которая быстро губит лепестки, тем не менее сохраняет колючки и сухой стебель; мир — «лабиринт», мир — «рынок, ярмарка»; человек — огарок. А отсюда и аллегорические персонажи — Смерть, Судьба, Вера и др. Впрочем, как утверждают литературоведы, поэзия бароко основывается на идиллическом мировосприятии. Даже пасмурные события представленные в украшенном виде, который разрешает говорить о трагическом оптимизме барочной поэзии.
Джон Донн — признанный лидер «метафизической школы» в английской поэзии первой половины 17 ст., доктор богословия, автор свыше 160 проповедей, которые обеспечили ему славу известного мастера; английской прозы. Одна из цитат проповеди: Донна дает, как известно, название романа Хемингуэя «По ком звонит колокол?» Как поэт-метафизик, воплотил типичное для этого стиля ощущение и дисгармонии мира. Поэзии Донна присущие свежая метафоричность, оригинальный параллелизм, пылкая чувственность с трагическими мотивами. Слова, образа, интонации Донна, вошли в историю поэзии XX столетие, оказало влияние на многих поэтов — от Томаса Елиота до Иосифа Бродского.
Поэзия Донна это ощущение единства со всем сущим — космоса, земли, человеческого сердца. Неограниченная универсальность, космические масштабы воплотились в использовании любимых образов Солнца, Зари — естественных явлений, которые находятся в вечном движении. У Донна стихи проникнуты минорной тональностью: с мимолетной жизнью обреченного человека должно погибнуть все, что живое, и тема беззащитности и одинокости человека перед свитом — юдолью слез и страданий.
Например, мир возникает в виде запутанного темного лабиринта, за каждым поворотом которого притаились беда и страдания. Человеческая жизнь подобна лепесткам розы, которые быстро облетают. В его поэзии один страшный образ наталкивается на другого: Скорбь, Одинокость, Обман, Смерть.
Поэзия Донна описание подвижных реальностей: течение звезды, туч, солнца.
Донна Смерть — это сокровище человека; Скажу я: смерть — все достояние мой, что лишь возрастает при пользовании…
Поэзиям Донна присуще начало лирики. Внутренний разлад героя — главный мотив его произведений. Поэта привлекают сложные чувства противоречий, борьба эмоций, напряженность, а потому антитеза — главный композиционный прием.
Художественные особенности барочной поэзии Джона Донна