ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ ХХ СТОЛЕТИЯ
Символизм как художественное течение возник в русской литературе в конце XIX — в начале XX столетия. Основы эстетики символизма начали французские поэты конца 70-х годах позапрошлого столетия П. Верлен, А. Рембо и прочие. Поэтический символ считается более действенным художественным средством, чем образ. Символ — это определенный знак, который указывает на связь реального мира и идеального. Символисты становятся поборниками интуитивного восприятия мира через символические соответствия, например, между формой и цветом, запахом и звуком. Поэт имеет магическую силу, которая дает ему возможность постигнуть тайны мира. Особенность русского символизма заключается в постоянном внимании к личности, ее роли в истории, связи с Вечностью.
Основатели символизма в русской литературе — В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, В. С. Соловьев, Ф. К. Сологуб и Др. Анненский. Их творчество характеризуется, в первую очередь, вниманием к истории и связи современности с прошлым. Эти связи, по их мнению, определяют будущее. Искусство они ставят превыше всего. Оно для них важнее, чем жизнь.
Юноша бледный с взором горящим, Ныне даю я тебя три завета. Первый примы: не живи настоящим, Только грядущее — область поэта. Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно, Третий храни: поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно.
Так Брюсов определил свое поэтическое кредо. На эстетичные взгляды символистов имела большое влияние философия В. Соловьева, который считал, что существует взаимосвязь в космической и земной жизни, единство всех проявлений жизни с Бог. В его стихах эта идея оказалась так:
Милый друг, иль ты не видишь, Что все видимое нами Только отблеск, только тени Вот незримого глазами?
Особого значения в творчестве символистОв приобретает музыкадьность стиха, которая воспринимается ими как отображение музыки космоса. Вот как ее ощутил К. Д. Бальмонт:
Как живые изваяния, в искрах лунного сияния, Чуть трепещут очертанья сосен, елей и берез; Вещий лесс спокойно дремлет, яркий блеск луны приемлет И роптанью ветерка внемлет, весь исполнен тайных грез.
Высочайшего достижения русский символизм приобрел в творчестве Александра Блока. Его образа-символы теряют обобщенность, но приобретают интимность и конкретности переживаний. В первом сборнике «Стихи о Прекрасной Даме» поэт создает образы-символы, которые пройдут через всю его творчество: любимой, жены, родины. Поэт противопоставляет идеальный мир, мир своей любви, реальному. Он доказывает, что любовь может поднять человека над реальностью, сделать прекрасным безобразное. Образ прекрасной дамы — это символ, который Блок использует, чтобы раскрыть невидимые другим проявления прекрасного в реальной жизни. В стихе » Незнакомка» Прекрасная Дама трансформируется в таинственную девушку, которая поразила воображение лирического героя. Только он видит в ней загадочный идеал, другие не способны подняться над реальностью.
И каждый вечер, во время назначенный (Иль это только снится мнет?), Девичий залог, шелками схваченный, В туманном движется окне. И странной близостью закованный, Смотрю на темную вуаль, И вижу берег очарованный И очарованную даль. В моей душа лежит сокровище, И ключ поручен только мнет! Ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине.
Эти фрагменты из поэзии Блока показывают, как создается образ Прекрасной Дамы. Композиция стиха кольцевая, которая подчеркивает, что и сам поэт не способен вырваться из реального мира. Очень точную характеристику дал символизма писатель Ходасевич, который отметил, что символисты стремились не отделять личность поэта от его творчества, искали возможности соединить жизнь и творчество, старались найти гения, который бы смог подчинить свою жизнь творчества. Поэтому символисты большое значение предоставляли цикловой композиции произведения. Жизнь — это цикл, круг. Художественный цикл — это попытка воссоздать жизнь. Поэты-символисты создавали не просто стихи, а циклы стихов, и содержание каждого можно понять полностью только в связи с другими стихами цикла. Например, Блок очень тщательно добирал каждый стих к циклу, название которого будто бы ничего подобного не требовала — «Разные стихотворения». Тем не менее и самое название цикла, и стихи становятся понятными только во взаимосвязи. Этот цикл объединяет стихи с 1907 до 1916 года, это было время напряженных поисков поэтом нового идеала, образ Прекрасной Дамы уже не удовлетворял его. В стихах он обращается к друзьям («Друзьям»), поэтам («Поэты»), исторических и литературных героев («Шаги Командора», «К Музе»). Таким образом, название цикла отбивает направленность поисков поэта.
В истории русской литературы символисты сыграли очень важную роль. Они открыли новые темы, идеи в творчестве, новые возможности поэтического слова, возвратили поэзии ее эстетичное содержание.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ ХХ СТОЛЕТИЯ