Художественные особенности романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» был опубликован в 1866 году. Его автор большую часть жизни прожил в довольно стесненных материальных условиях, вызванных необходимостью расплачиваться с долгами за издание журналов «Эпоха» и «Время», предпринятое братьями Достоевскими до смерти старшего брата Михаила. Поэтому Ф. М. Достоевский вынужден был заранее «запродавать» свой роман издателю, а потом мучительно торопиться к сроку. У него не было достаточно времени, чтобы, подобно Толстому, семь раз переписать и поправить написанное. Поэтому роман «Преступление и наказание» достаточно уязвим в некоторых аспектах.
Много сказано о его растянутости, неестественном нагромождении отдельных эпизодов, других композиционных недостатках. Но все сказанное не может заслонить от нас тот факт, что творчество Достоевского, его художественное восприятие мира настолько ново, своеобразно и гениально, что он навсегда вошел как новатор, как основоположник новой школы в историю мировой литературы. Главной художественной особенностью романа «Преступление и наказание» является тонкость психологического анализа. Психологизм в русской литературе был известен давно.
Сам Достоевский использует также традиции М. Ю. Лермонтова, который стремился доказать, что «история души человеческой… едва ли не интереснее и не поучительней истории целого народа». Для Достоевского в романе характерно проникновение в психологию изображаемых героев , стремление не только передать их реакцию на господствовавшие тогда отношения между людьми, но и мироощущение человека в данных социальных обстоятельствах . Раскрыть душу, мироощущение героев помогает автору прием полифонии, многоголосия в романе. Каждый герой помимо участия в диалогах произносит бесконечный «внутренний» монолог, показывающий читателю, что делается в его душе.
Достоевский строит все действие романа не столько на реальных событиях и их описании, сколько на монологах и диалогах героев . Писатель тонко передает речевые особенности каждого образа, очень чутко воспроизводит интонационную систему речи каждого персонажа . Из этой творческой установки исходит и еще одна художественная особенность романа — лаконичность описаний.
Достоевского интересует не столько то, как выглядит человек, сколько то, что за душа у него внутри. Так и получается, что из всего описания Сони запоминается одно только яркое перо на шляпке, совершенно не идущее к ней, а у Катерины Ивановны — яркий не то платок, не то шаль, которую она носит. Важной художественной особенностью можно считать и то, что роман «Преступление и наказание» требует от нас глубинного философского осмысления жизни.
Герои его — люди ищущие, одержимые одной идеей. Такой идеей, заставляющей главного героя забыть о собственном благополучии, становится идея о «крови по совести». Достоевский обсуждает ее с читателем, Родион с Мармеладовым, Порфирием Петровичем, с читателями в статье, написанной им.
На протяжении всего романа идет философская полемика о содержании понятия «преступление» . Даже сам сюжет романа основывается на истории преступления . Страсти в романе доведены до предела, в нем нет полутонов.
Особенностью романа является также крайняя напряженность конфликта. Нормальная, обычная жизнь скучна для его главного героя. Все перечисленные художественные особенности романа делают. его шедевром русской и мировой литературы, а его автора — основоположником нового «психологического» подхода к изображению явлений действительности.
Художественные особенности романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»