Художественные особенности русских былин?
Былины строятся по определенному плану. Большинство былин начинается зачином. В нем обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь. События в былинах излагаются в строгом порядке, после-довательно. Повествование ведется медленно, не спеша.
Так как бюлины жили в устной передаче, исполнитель их сказывал сосредоточить внимание слушателей на особенно важных, по его мнению, местах.
Для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные. Так, в былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике трижды повторяется описание силы Соловья-разбойника.
Чтобы придать напевность былине, сделать изложение ее более выразительным, музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова. Например: Прямоезжая дорожка заколодела, Заколодела дорожка, замуравела.
Или: Во стольном во городе во Киеве, У ласкового у князя у Владимира. Повторения встречаются не только в тексте одной и той же былины. В разных былинах одинаково описываются сходные действия, явления, например седлание богатырского ксня, пир у князя Владимира, вражеская сила, бой богатырей с врагами и пр. Такие сходные описания, встречающиеся в разных былинах , называются общими местами.
Иногда былины заканчиваются особой концовкой — заключением из всего содержания былины: То старина, то и деянье, т. е. так было в старину, это — быль. Главный герой былин — русский богатырь.
Чтобы ярче представить силу богатыря, применяется прием гиперболы . Например, вот как описывается бой богатыря с вражеской силой. Если богатырь махнет правой рукой, среди вражеского стана образуется улица, левой — переулок.
Палица богатыря весит сорок или даже девяносто пудов.
Если богатырь заснет, то «богатырский сон на двенадцать ден» . Под стать богатырю и его конь: «первый скок коня — на много верст, а второй скок — и найти нельзя». Чтобы подчеркнуть силу русского богатыря, гиперболически изображается его враг.
Несметные силы врага «серому волку ТфА дня не обскакать, черному ворону в день не облететь». В былинах, как и вообще в произведениях устной народной поэзии, каждое слово точно и выразительно.
В течение веков народные певцы и поэты совершенствовали язык своих поэтических произведений, добиваясь наиболее точного и яркого, выразительного раскрытия через слово самых существенных качеств героев и их поступков. Так, очень богаты и разнообразны в устной поэзии эпитеты — красочные определения, указывающие наиболее существенный признак людей, предметов, явлений жизни. Часто одни и те же эпитеты постоянно характеризуют тех или иных героев, предметы, явления жизни, природы и т. д. Поэтому их называют постоянными эпитетами.
В былинах, например, встречаются такие постоянные эпитеты: дородный добрый молодец, сила великая, славный стольный Киев-град, тугой лук, тетивочка шелковая, стрелочки каленые.
Часто в былинах применяются сравнения: Нагнано-то силушки черным-черно, Черным-черно, как черна ворона. Щукой-рыбою ходить Вольге во синих морях, Птицей-соколом летать Вольге под оболоки, Волком рыскать во чистых полях. Употребляются отрицательные сравнения: Не сырой дуб к земле клонится, Не бумажные листочки расстилаются, Поклоняется сын перед батюшкой…
Желая подчеркнуть какой-либо оттенок смысла слова, важный, по мнению народного певца, для понимания повествования, сказители былин широко применяют синонимы: «Стал Вольга растеть-матереть»; «А орать да пахать да крестьяно-вати»; «Тут Илье за беду стало, за великую досаду показалось…
» Важную роль в языке былин играют существительные с уменьшительными и ласкательными суффиксами. Они выражают народную оценку героев былин. Богатыри часто называются ласкательными именами: Илюшенька, Добрынюшка Никитич, Микулушка Селянинович и т. п. Суффиксы ласкательного значения применяются и в словах, обозначающих предметы, принадлежащие богатырю.
У него «стрелочки каленые», «седе-лышко», «уздечки», «войлочки», «потнички» и т. д.
Художественные особенности русских былин?