Художественные особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина
Среди многих литературных произведений, написанных Михаилом Евграфовичем Салтыковым-Щедриным, особняком стоят «Сказки для детей изрядного возраста». Эти сказки были созданы в период с 1869 по 1886 годы. В чем же состоит особенность сказок Салтыкова-Щедрина?
Во-первых, сказки Салтыкова остросоциальны. Мы можем определить историческую эпоху, во время которой происходит действие, и социальные слои, действующие в сказке. Например, прочитав сказку «Премудрый пискарь», мы можем сказать, что она написана в период реакции, когда полиция и цензура действовали беспощадно, когда любая здравая мысль воспринималась как крамола. В образе премудрого пискаря автор показал загнанную и забитую интеллигенцию, а в образе щуки — чиновников и полицию, то есть государственный аппарат.
Таким образом, в сказке автор использует еще и такие приемы, как очеловечивание животных и типизация. В сказке «Самоотверженный заяц» писатель продолжает тему власти и народа. Образ зайца символичен.
Он символизирует либерального обывателя, во всем послушного кровожадной власти — волку. Волк требует от зайца беспрекословного подчинения. А Заяц готов сидеть под кустом и ждать своей смерти или, что мало вероятно, что волк его «ха-ха, помилует». Следующей яркой чертой сказок Салтыкова является полное отсутствие положительных героев. Действительно, если в русских народных сказках главной идеей является идея абстрактного добра, правды, справедливости, то в сказках Салтыкова всегда торжествует не добродетель, а порок.
Так, через отрицание, Салтыков стремится к утверждению идеала добра, справедливости, истины. Премудрый пискарь на самом деле глуп и труслив; два генерала из «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» бездельники, неумехи, а сам мужик рад стараться, только бы его похвалили. Ему достаточно той ничтожной суммы, которую выслали генералы за его труды . Михаил Евграфович постоянно использует внутренние монологи, которые дополняют описываемую картину, полнее раскрывают характер героя.
Например, премудрый пискарь думает вслух, в своих снах он видит то, о чем может только мечтать: как можно свободно, никого не опасаясь, плавать по реке. Салтыков располагает своих героев в соответствии со строгой иерархией : медведь — градоначальник или крупный чиновник, волк — чиновник помень-: ше рангом или цензор, заяц, пискарь — зависимый от власти народ, проявляющий покорность и начальстволюбие. Если сравнивать «Сказки» Салтыкова-Щедрина с русскими народными сказками, то следует отметить, что герои Салтыкова статичны. Премудрый пискарь все осознал, но так и не вылез из норы; генералы как ничего не делали, так и вернулись в свое министерство на казенные харчи.
В то время, как в народных сказках часто происходит изменение героя к лучшему . В сказках Щедрина нет торжества добра над злом, как в русских народных сказках. Скорее, в них торжествует порок. Зато в «Сказках для детей изрядного возраста» всегда есть мораль, что роднит их с баснями.
Удивителен и язык, которым написаны сказки Салтыкова. Это ка кой-то необыкновенный сплав литературного, разговорного и канцелярского языков. Например, так начинается сказка «Дикий помещик»: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил и на свет глядючи радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое…» Или начало «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» звучит так: «Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове.
Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали…» Так как сказки Салтыкова — это сатира, высмеивающая недостатки общества, то автор применяет ряд сатирических приемов. Гротеск встречается почти в каждой сказке: необыкновенная покорность зайца, вечный страх пискаря, абсолютное невежество двух генералов, которые думают, что булки на дереве растут. Гротеск применяется и для изображения одичавшего без мужиков помещика: «И вот он одичал… Весь он с головы до ног оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные.
Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный». Помимо гротеска, писатель использует также сатирическое изображение, иронию , аллегорию , фантастику . Все эти художественные приемы делают сказки Салтыкова-Щедрина уникальными произведениями. «Сказки для детей изрядного возраста» нельзя ни с чем перепутать, они всегда узнаваемы, единственны в своем роде.
А проблемы, поставленные в них , актуальны и по сей день. Главная особенность этих произведений состоит в том, что через отрицание писатель стремится к утверждению таких высоких понятий, как честь, совесть, правда, справедливость, мудрость. Невольно вспоминаются строки Некрасова, написанные о другом великом сатирике, Н. В. Гоголе, тоже вставшем на путь «обличителя толпы, ее страстей и заблуждений «: И веря и не веря вновь Мечте высокого призванья, Он проповедует любовь Враждебным словом отрицанья.
Художественные особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина