Художественные особенности современной повести
Пути художественной правды, несомненно, пересекаются с тенденциями развития жанров, часто определяя направление процесса жанрообразования. В жанровой динамике последних лет преобладали различные виды контаминации и взаимодействий. Небывалый расцвет малых прозаических жанров в 60-е годы придал литературному процессу многообразие, стремительность и широту, перспективность которых подтверждали молодые писатели, входившие в литературу.
В критике отмечалась актуальность, оперативность, отзывчивость жанра повести, успешно решающего художественные задачи «романного» масштаба. Эпические тенденции, конечно, проявлялись в военной повести и рассказе: содержание конфликта, воплощение в нем «героического состояния мира», поступки героя и т. д. Эти жанровые черты обусловлены прежде всего влиянием объективной действительности и других факторов. Но повесть не могла «потеснить» роман или эпопею, потому что в 60-е годы роман широко, творчески смело решал новые эстетические проблемы («Братья и сестры» Ф. Абрамова, «Живые и мертвые» К. Симонова, «Водоворот» Г. Тютюнника, «Дикий мед» Л. Первомайского, «Человек и оружие» О. Гончара). Поэтому речь должна идти о взаимодействии жанров, исключающем какое-либо неравноправие их, а тем более иерархию.
В современной повести получили дальнейшее преобразование ее традиционные черты: предметом социально-эстетического анализа стали драматические ситуации и подлинная героика, важнейшие моменты народного бытия. Повести вводят нас в круг острых общественных проблем и духовных исканий современника.
В современном литературном процессе ярче и последовательнее обозначились тенденции генерализации эпических форм обобщения во всех жанрах прозы, базой которых нужно считать исследование характера народа как исторически сложившейся общности 164.
Современный советский рассказ, в котором глубина, художественного видения, полнота и законченность содержания, точность реалий, емкость сюжета сочетаются с искусством организации всех поэтических элементов, успешно справляется с задачами, над решением которых размышляет большая проза. Ведущая роль рассказа и расцвет его жанровых видов подтверждают его актуальность, художественную действенность и исследовательскую направленность осмысления многих проблем современной жизни. На первый взгляд может показаться, что успех рассказа обусловлен его избирательным подходом к жизни, спецификой малого жанра, не претендующего на всеохватность материала и всеобщность выводов. В пределах жанра оказываются фрагменты, частные моменты бытия, причем в сосуществовании бытия и быта, столь обычном для рассказа, может обнаружиться преобладание именно бытового содержания над социальным. Да, можно наметить разные уровни художественного обобщения в рассказе, однако современный рассказ убеждает нас в неограниченных возможностях жанра. Специфические жанровые качества — генерализация главного и лаконизм, чувство меры в отборе деталей, емкость сюжета — сохранялись как обязательные и устойчивые. Но повысилась творческая активность писателя, его роль как повествователя и организатора сюжета. Расцвет рассказа в 50 -60-е годы — свидетельство замечательного единства писателей. Их творческие решения равнозначны художественным открытиям, которые сообщили ускорение литературному процессу. Такова роль рассказов М. Шолохова, В. Богомолова, В. Тендрякова, Ф. Абрамова, ГО. Казакова, В. Белова, А. Яшина.
Рассказу присущи проницательность видения, искусство синтезирования. Аналитичность, психологизм, многообразие диалогических форм обусловлены общезначимостью проблематики рассказов, глубиной их замысла, ясностью творческой позиции духовное состояние и нравственные искания современного человека. Его герои показаны в моменты приобщения к прекрасному, в преодолении всего чуждого человеческой природе — эгоцентризма, высокомерия, корыстолюбия. С точки зрения писателя, мерой нравственного в человеке становится его отношение к окружающим, к природе, чувство правды и долга. Вера в победу добрых и прекрасных начал позволяет писателю заострить внимание на процессе преодоления героями всего наносного, чуждого, на пробуждении в них доброты, отзывчивости, творческого чувства. Так строятся рассказы «Запах хлеба» (1960), «Трали-вали» (1961), «Проклятый север» (1964), «Вон бежит собака!» (1961), «Кабиасы» (1961), «Плачу и рыдаю» (1963). В рассказе «Адам и Ева» (1962) анализируется душевное состояние художника Агеева, его отношение к женщине, природе, творчеству. Авторский анализ переходит в самоанализ героя, подтверждающий начало преодоления им высокомерия, самовлюбленности, которые стали барьером на пути к творческому восприятию художником окружающего мира.
Художественные особенности современной повести