Художественные особенности в творчестве Гоголя
Гоголь начал свою творческую деятельность как романтик. Однако он скоро обратился к критическому реализму, открыл в нем новую главу. Как художник-реалист Гоголь развивался под благотворным влиянием Пушкина. Но он не был простым подражателем родоначальника новой русской литературы. Своеобразие Гоголя было в том, что он первым дал широчайшее изображение уездной помещичье-чиновничьей России и «маленького человека», жителя петербургских углов.
Гоголь был гениальный сатирик, бичевавший «пошлость пошлого человека», предельно обнажавший общественные противоречия современной ему русской действительности. Эта социальная направленность Гоголя сказывается и в композиции его произведений. Завязкой и сюжетным конфликтом в них являются не любовные и семейные обстоятельства, а события общественного значения.
При этом сюжет у Гоголя служит лишь поводом для/широкого изображения быта и раскрытия характеров-типов. Глубокое проникновение в суть основных общественно-экономических явлений современной ему жизни позволило Гоголю, гениальному художнику слова, нарисовать образы огромной обобщающей силы. Имена Хлестакова, Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и других стали нарицательными. Даже второстепенные лица, выведенные Гоголем на страницах его произведений : Пелагея, крепостная девочка Коробочки, или Иван Антонович, «кувшинное рыло»,- обладают большой силой обобщения, типичности. Гоголь подчеркивает в характере героя одну-две наиболее существенные его черты.
Часто он их гиперболизирует, отчего образ становится еще более ярким и выпуклым. Целям яркого, сатирического изображения героев служит у Гоголя тщательный подбор множества подробностей и резкое их преувеличение. Так, например, созданы портреты героев «Мертвых душ». Эти подробности у Гоголя преимущественно бытовые: вещи, одежда, жилье героя. Если в романтических повестях Гоголя даны подчеркнуто живописные пейзажи, придающие произведению определенную приподнятость тона, то в реалистических его произведениях, особенно в «Мертвых душах», пейзаж является одним из средств обрисовки типов, характеристики героев.
Тематика, социальная направленность и идейное освещение явлений жизни и характеров людей обусловили своеобразие литературной речи Гоголя. Два мира, изображаемые Гоголем,- народный коллектив и «существователи» — определили основные особенности речи писателя: его речь то восторженна, проникнута лиризмом, когда он говорит о народе, о родине ,то становится близка к живой разговорной . Своеобразие языка Гоголя заключается в более широком, чем у его предшественников и современников, использовании простонародной речи, диалектизмов, украинизмов.
Гоголь любил и тонко чувствовал народно-разговорную речь и умело применял все оттенки ее для характеристики своих героев и явлений общественной жизни. Лиризм в речи автора и его героев обусловливает некоторые приемы ее построения: 1) периодическое строение фразы, когда много предложений соединено в одно целое ; 2) введение лирических диалогов и монологов ; 3) обилие восклицательных и вопросительных предложений ; 4) эмоциональные эпитеты, передающие силу авторского воодушевления, рожденного любовью к родной природе или к народному коллективу . Народно-бытовой речью Гоголь пользуется по-разному. В ранних произведениях ее носителем является рассказчик.
В его уста вкладывает автор и просторечие , и такие обращения к слушателям, которые носят фамильярно-добродушный, свойственный данной среде характер: «Ей-богу, уже надоело рассказывать! Да что вы ду Характер человека, его социальное положение, профессия — все это необычайно отчетливо и точно раскрывается в речи персонажей Гоголя. Сила Гоголя-стилиста — в его юморе. Юмор Гоголя — «смех сквозь слезы»-был обусловлен противоречиями российской действительности его времени, в основном — противоречиями между народом и антинародной сущностью дворянского государства.
В своих статьях о «Мертвых душах» Белинский показал, что юмор Гоголя «состоит в противоположности идеала жизни с действительностью жизни». Он писал: «Юмор составляет могущественнейшее орудие духа отрицания, разрушающего старое и подготовляющего новое».
Художественные особенности в творчестве Гоголя