Художественные решения Н. Островского
Трепетная поэтичность и мужественный драматизм взаимоотношений Павла Корчагина и его матери, как представляется сегодня, открывают больше всего созвучий с есенинской поэзией. Эту созвучность нельзя не обнаружить уже в тех последних словах, которые, прощаясь с жизнью, дарил сам Н. Островский Своей матери: «Не грусти, родная. Даю тебе честное слово, что я никого в жизни так не любил, как тебя. Помни это и верь»3. «Зимние месяцы пройдут скоро, и вместе с весной я опять вернусь к тебе.
Крепко жму твои руки, честные, рабочие руки, и нежно обнимаю».
Здесь раскрылось то же, что и у Есенина, душевное волнение, драматизм личной судьбы, сыновняя привязанность и поэтичность чувства: «Я по-прежнему такой же нежный… Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад… Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне…» 3. Такую же поэтичность н мужество переживаний Н. Островский смог психологически тонко раскрыть и в своем герое. Поэтому у арестованного петлюровцами Павла Корчагина, погруженного в нелегкие думы о тяжести и опасностях развернувшейся борьбы, возникает не что иное, как образ именно матери: «Когда сидя забылся в тревожной полудреме, выплыл образ матери, ее худенькое морщинистое лицо с такими знакомыми, родными глазами.
Плыла мысль: «Хорошо, что ее нет, меньше горя».
Столь же четкой социальной оценкой и одновременно поэтичностью чувств отмечен в романе «Как закалялась сталь» и воссозданный писателем мир того молодого поколения, которое рано приобщилось к революции и которому выпало на долю] встретить чуть ли не в детстве Октябрь 1917 г. Жестокая классовая борьба, кровопролитные сражения ворвались в жизнь героев Н. Островского и заставили их не по годам быстро! повзрослеть. Но писатель не позволил себе увлечься достаточно! широко распространенным в литературе как тех, так и последующих лет «выпрямлением» детского характера, он не торопился превращать волею художника Павку-подростка и его друзей!
Н. Островский как художник создавал мир человеческих взаимоотношений с большой бережностью. И это не только не противоречило, но, наоборот, легло в основу развиваемой в романе строгой социально-исторической концепции. «Как закалялась сталь» — это книга о революции, о ее победном, хотя и нелегком, шествии, о том, как завоевывалась Советская власть на Украине, как складывались новые нравственные взаимоотношения между людьми, вступившими на путь революционной борьбы, как формировался новый, социалистический человек. События романа охватывают период с 1915 г. до начала 30-х гг., в повествовании прослежены основные этапы исторического развития страны.
Писатель в своем романе вскрыл причины социально-психологического конфликта, который был рожден эпохой революции, гражданской войны, начинающегося социалистического строительства, рассказывая о зарождении первых большевистских и комсомольских организаций на Украине, о действиях Красной Армии по освобождению страны от контрреволюции, о первых шагах социалистического соревнования , первых стройках , о борьбе за чистоту большевистских рядов. Н. Островский подробно воссоздал социальные процессы, которые происходили в те годы в среде рабочих, крестьян и провинциального мещанства.
Поэтому так обстоятельны, так необходимы в романе страницы о том, например, как родилось у молодежи ремонтных мастерских «добровольное стремление к чистоте в цехе»; и о том, как складывались в комсомольской среде разные типы молодежных вожаков ; и о том, как первые комсомольцы искали путей к крестьянской молодежи ; и о том, из какого человеческого Материала составлялись в те первые годы ряды партии. Н. Островский приковывал свое и читательское внимание прежде всего к сугубо внутренним, психологическим движениям, которые вызывало в людях приобщение к Коммунистической партии.
Поэтому подробно воссоздавая, например, прием в партию брата Павла Корчагина Артема, писатель вложил в уста этого «высокого мастерового с орлиным носом и глазами, спрятанными под черной бахромой бровей», рассказ о биографии очень важной для русской действительности социальной прослойки — провинциального пролетариата, общественные настроения которого, как показал Н. Островский, складывались во многом иначе, чем у столичного рабочего класса.
Он, следуя школе тургеневского мастерства, стремился запечатлеть в поведении героя главным образом те детали, которые скупо, но очень точно лишь намечают психологическое движение, лишь регистрируют происшедшие изменения в психологической жизни персонажа. Этот художественный прием определялся не приверженностью писателя к бесстрастной, индифферентной информационности, а, наоборот, особой бережностью к внутренней жизни личности. Как человек он всегда испытывал уважение, деликатность, особый пиетет перед личной жизнью любого человека, потому и говорил, что «есть чувства, которые невозможно раскрыть, как нельзя выступить обнаженным.
Может быть, эта нагота и прекрасна, но она невозможна». Таким Н. Островский оставался и как художник.
Он не позволял себе безоглядно обнажать внутреннюю жизнь личности, он позволял себе лишь наблюдать ее борения и победы, стремился понять ее движение, учился сочувствовать ее страданиям и поражениям. Эта особенность определяла и образный строй и своеобразие сюжетных ситуаций в романе.
Поэтому в сцене, повествующей о приеме в партию Артема, который нелегко принимал решение стать коммунистом, трудную психологическую борьбу героя можно проследить всего лишь по нескольким, казалось бы, почти незаметным, случайно брошенным деталям: Артем делал «последний шаг к тому, что согреет и осмыслит его суровое существование», «провел шапкой по лбу и глубоко вздохнул», «сдвинул густые брови», «смущаясь за необычный слог своей речи, будто снял с плеч тяжесть, выпрямился во весь рост и ждал вопросов».
Даже создавая картины зарождающегося среди молодежи соревнования, мажорную динамику этих событий писатель передавал не в лозунговых ситуациях, а в душевном движении своих героев. И потому эпизоды борьбы за первенство на строительстве в Боярке открывались повествованием, пронизанным ненавязчивой, как робкие краски зимнего утра, лиричностью: «Еще далеко до рассвета Корчагин тихо, никого не будя, поднялся и, едва передвигая одеревеневшие па холодном полу ноги, направился в кухню. Вскипятив в банке воду для чая, вернулся и разбудил всю свою группу».
Рисуя широкую социальную панораму исторической действительности, Н. Островский стремился охватить взглядом художника даже впервые раскинувшиеся перед взором пролетариата просторы страны и потому показывал, как зарождалось и мужало чувство пролетарской солидарности и советского патриотизма у воинов, оберегавших пограничные рубежи Родины.
Художественные решения Н. Островского