Художественный анализ 55 сонета Уильяма Шекспира
Пятьдесят пятый сонет Уильяма Шекспира относится к тематической группе стихотворений, адресованных Другу, и является завершающим в подгруппе с основной доминантой тоски и опасений.
Основная идея пятьдесят пятого сонета — великая сила искусства, способная победить разрушительное действие времени и сохранить в веках Образ любимого человека. Понятие вечности в данном произведении формируется христианской моделью мировосприятия и заканчивается моментом Страшного суда, во время которого будет вынесен окончательный приговор всем и совершено последнее разделение между праведниками и грешниками. Земная жизнь с ее ценностями и привязанностями будет закончена.
Сохранения памяти о человеке уже не потребуется, поскольку в мире будут главенствовать другие ценности.
Первый катрен пятьдесят пятого сонета оперирует почти статичным, еле заметным изменением пространства под влиянием естественного течения времени, способного в начале покрыть пылью и грязью, а затем окончательно разрушить установленный на могилах мрамор и золоченные памятники. Связь с последним пристанищем человека усиливает тревожное звучание стихотворения и создает яркое противопоставление между безвестностью и живущей в веках памятью об усопшем. Твердый камень, по мнению Шекспира, проигрывает в битве сохранения образа друга «веским словам» .
Во втором катрене лирический герой обращает внимание на динамическое движение времени, чья разрушительная сила может быть мгновенной в условиях расточительной войны или неожиданно вспыхнувшего мятежа. Первая способна опрокинуть статуи; второй — разрушить каменную кладку. Здесь Шекспир продолжает лексический ряд образов, ассоциативно связываемых людьми с увековечиванием памяти .
Как и в случае с могильными памятниками, речь идет о твердом природном материале, который, как и все в этом мире, подвержен старению и уничтожению. «Врезанные в память письмена» — это уже не просто «веские слова» из первого катрена, это написанные, понравившиеся и запомненные людьми строки, в которых идет речь о другом человеке.
В третьем катрене идея «живой памяти» соотносится с физической и исторической смертью человека, как единственный возможный вариант продолжения земной жизни личности. По мнению Шекспира, память о друге будет храниться многими поколениями людей, вплоть до самых последних , доживших до «конечной судьбы» человечества.
«Сонетный ключ» подводит итог философским размышлениям поэта о великой силе искусства. В нем автор почти что приказывает другу жить, «пока на Суд не встанешь из могилы» — жить в этом сонете и в его влюбленных глазах. Широкое полотно вечной жизни к финалу сужается до одного-единственного сердца любящего человека.
Художественный анализ 55 сонета Уильяма Шекспира