Художественный чудомир, или как написать сочинение по литературе родного края
Интересно, а вы задумывались когда-нибудь над тем, что для вас значит родной край? Что это: место, откуда хочется скорее убежать, чтобы не видеть каждой зимы черного снега, а летом не изнемогать от жары, так как в пруду поумирали все рыбы, и жабы перестали даже квакать — «замечательная» экология; или это место, к которому вы все же таки возвращаетесь снова и снова. Из туристических походов, из домов отдыха, даже из поездок за границу. Согласитесь, что что-то тянет, будто магнит, и так хочется пройтись под каштанами, пойти в парк и выстоять необъятную очередь за билетами, чтобы получить три минуты удовлетворения аттракционом; так хочется просто посидеть на скамейке и с наслаждением вдыхать… загазованный воздух. Это и есть наш с вами родной край. Тем не менее, не такой уже он и плохой. Есть в нем и замечательная природа, немного испоганенная нашими экологическими выбросами, но пока что есть. Есть у нас заводы-гиганты и шахты, которые когда-то обеспечивали своей продукцией чуть ли не треть Советского Союза, а сейчас «украшают» своими огромными сооружениями наш город. Есть у нас фабрики, заводы и предприятия, в которых раньше гудела жизнь и рождались разные рационалистические идеи, но сейчас они только гудят и «умирают» от такой жизни, идей нет, так как никого нет и на самих предприятиях — все в отпусках… бесплатных.
Но у нас есть чем гордиться — нашей литературой. А ее, оказывается, не так уж и мало. Познакомьтесь с писателями и поэтами, которые родились и прожили всю жизнь в Донецком крае, или жили здесь некоторое время. Это Михаил Петренко, Борис Гринченко, Николай Чернявский, Спиридон Черкасенко, Степан Васильченко, Христя Алчевская, Никита Шаповал, Павел Байдебура. И это еще не все. Их намного больше. Итак, чтобы нам написать наше произведение, надо познакомиться с их творчеством. Но начать нужно не с писателей и поэтов, а немного с нашей истории, из письменных — литературных свидетельств о нашем крае. Все вы, наверно, знаете «Слово о полке Игореве»? Так вот, в этом произведении есть упоминания о нашем родном крае. В давность здесь все было диким — и окрестили Донетчину Диким полем. Кому же это не нравилось, называли Половецким полем. Наверное, это было все равно, что диким, что Половецким — все равно дикое, так как жили здесь самые дикие половцы, пока их не выгнали русичи. А потом защищали наш край свободные казаки. Возможно, и до сих пор не выветрился из нас тот дух, так как очень часто у нас происходят забастовки. Князь Игорь с женой ехали именно донецкими степями «на землю Половецкую, за землю Русскую». Это именно о нашем крае.
В поэме называется и река Каяла, которая соотносится с современным Кальмиусом, Калкой и Сухими и Мокрыми Ялами. Встречаем в произведении и нашу реку Донец: Игорь мысленно меряет «От большого Дона Да и к Донцу малому…». Итак, во-первых, в своем произведении вам следует упомянуть о «Слове о полку Игореве», где есть строки о нашем с вами крае. Во-вторых, надо обратиться к устному народному творчеству. В нем тоже не обделена вниманием Донетчина. Так как жили здесь — помните? — казаки, которые очень любили воевать. Была да и есть на нашей земле знаменитейшая Савур-Могила. Даже большое эпическое произведение составлено — «Мысль о бегстве трех братьев из Азова»: «…бежали не день, не два. Не три и не четыре: И к Савур-Могиле добегали, На Савур-Могиле три дня, Три ночи покоились… Упоминается Савур-Могила и в песне о казаке Морозенко, который дрался с татарами и попал в плен. А враги были сильны на россказни: вынули у живого Морозенко сердце и поставили Морозенко на Савур-Могилу: «Смотри теперь. Морозенко, И на свою Украину». Песен, дум о нашем крае не так уж и мало. Можете и их использовать в своем произведении. Но увлекаться тоже не надо. Лучше написать о творчестве какого-то из донецких авторов. Тем не менее, начать нужно с общей характеристики их творчества.
Вы можете остановиться на творчестве любого из поэтов или писателей. Сжато рассмотрим только творчество трех: Николая Чернявского, Спиридона Черкасенко и Христи Алчевськой. Начнем с Чернявского. Родился он в 1868 году в селе Торская Алексеевка (теперь село Октябрьское Добропольського района) Бахмутского уезда Катеринославской губернии. Потом семья переехала в село Новобожедаровку Славяносербского уезда. Отец Николая получил там приход, стал священником. На всю жизнь запомнил Чернявский виды Донетчины: «Засну и слышу в те минуты. Как лес шумит, поет девушка, Идя под вечер к колодцу. Как звон гудит в старой колокольне. И вижу родные горы белые, выше Донца в роще блуждаю и давних дней утехи милые во сне я снова переживаю». Закончил Николай Чернявский духовную семинарию. Потом работал в Бахмутской духовной школе, преподавая пение и музыку. Возможно, из него бы вышел неплохой бард, если бы он родился чуть позже. Основные мотивы его творчества — картины родной Донетчины:
…в степи, — Безграничном, безверхом склепе. Все — родное, знакомое, И все то мне Дороже рая в чужой стороне. («Степь»).
Интересует поэта и давно прошедшая история родного края. С детства знаком он с картинами шахтерской тяжелой работы: «В саже, черный, как призрак, Рукой пот с лица вытирает и кайлом уголь бьет и бьет В норе шахтер…» ( «Шахтер» ) Вы можете использовать в своем произведении и другие поэмы Н. Чернявского: «Савур-Могила», «В Донецком крае», «Сон великана» (кстати, в этом стихотворении поэт плачет, что умирает природа), «Донец», «Степь и степь…» и т. д. Жизнь Чернявского не сложилась. Поэт не смог принять кровавую революцию и ее последствия, не смог и молчать. Поэтому его забрали в НКВД, откуда он уже не вышел. Хотя официальная дата его смерти — 1946 год. Теперь немного познакомимся еще с одним «врагом народа» — Спиридоном Черкасенко. Родился он на Николаевщине, тем не менее учительствовал — после окончания учительской семинарии — у нас, на Лидиевских рудниках (современный Кировский район города Донецка). Здесь он и узнал, что такое шахтерская работа. 15 лет «отдал» Черкасенко нашему краю. Потом переезжает в Киев, а оттуда уехал в 1919 году в Австрию, Чехословакию. И больше не возвращался. Но до этого успел написать неплохие стихи и рассказ о нашем крае. Как всегда, темой являются шахтеры и их труд: «Тихо в сырой тьме В шахте, на дне. Стены рыдают немые, Мокрые, грязные. Буйными каплями пот Глаза слепит…». Об этом вы можете прочитать в стихах «Шахтеры», «В шахте», «Под землей», «Монолог», «В царстве ночи» и в рассказах «Черный блеск», «Чепуха», «Неосторожность», «Пьяница», «Ахметка», «Они победили», «Юдита», «Воронько». Прочитайте эти произведения, проанализируйте, и у вас выйдет неплохое произведение.
Сейчас рассмотрим, кто же такая Христя Алчевская. Это харьковчанка, которая, тем не менее, очень любила бывать на Донетчине. Часто приезжала в село Алексеевку (Славяносербщина). Очень рельефными и живыми возникают из ее стихов картины природы донецкого края. Вы должны гордиться своим краем: оказывается, только здесь можно кричать и петь в полную грудь, если, конечно, не задохнетесь от нашего «чистого» воздуха. Христю Алчевскую не очень уважали революционеры, не выпустили ни одной ее книжки. Умерла она в 1931 году. Какие же ее произведения вы можете использовать в своем произведении? «Далеко от родного края…», «Мое путешествие в Алексеевку», «Мне кажется, все то снилось». В выводе своего произведения вы можете сказать, что литература Донетчины продолжает свою жизнь, рождаются новые поэты и писатели, которые и в дальнейшем будут возвеличивать свой родной край.
Художественный чудомир, или как написать сочинение по литературе родного края