Художественный мир писателя
Выбор героев в произведениях А. Солженицына обусловлен сферой постоянного внимания автора — русский национальный характер и трагическая история России XX века. В центре произведений писателя всегда стоит рядовой русский человек, в некоторой степени близкий автору даже биографически. Это может быть мужик, крестьянин , бывший зек, интеллигент в первом поколении Олег Костоглотов , математик и философ Нержин или молодой человек Саня Лаженицын, делающий первые жизненные шаги . Вокруг такого персонажа вращается целый мир, народ всей России. Подобно Гоголю в «Ревизоре» или Салтыкову-Щедрину в «Истории одного города» Солженицын художественно моделирует всю Россию.
Подобный масштаб авторского взгляда не мешает художнику сохранить верность жизненным реалиям, приверженность документальной точности. По книгам А. Солженицына можно точно установить, в каком лагере происходили события «Одного дня Ивана Денисовича», в какой «шарашке» — действие «Круга первого», в какой области расположен «Матренин двор» и в какой ташкентской больнице находился «Раковый корпус». Писатель распространяет на художественное время принцип соединения единичного и общего. Перед созданием каждого своего произведения Солженицын с дотошностью историка посещает архивы и библиотеки, составляет обширные картотеки, досье, хронологические таблицы.
Однако окончательный текст вбирает в себя не долгое и непрерывное течение времени, а главное событие, изображенное концентрированно. Сам Солженицын называет это принципом узлов. Наиболее полно данный принцип был реализован автором в цикле «Красное Колесо», где он сделал хронологическими узлами романов катастрофу 1914 года в Восточной Пруссии и судьбу П. А. Столыпина, социальные волнения 1916 года в России и действия Ленина в это время, Февральскую революцию с ее парадоксами и, наконец, приезд Ленина в апреле и последовавшую за этим подготовку Октябрьского переворота. Сам Солженицын определил жанр «Красного Колеса» как «повествование в отмеренных сроках».
Сюжет приобретает философское звучание, наводя читателя на размышления о законах истории. Нередко этому способствуют и символичные названия произведений. Словосочетание «один день» как бы говорит о длительности жизни героя в тяжких, нечеловеческих условиях, тогда как «круг первый» свидетельствует о наличии других, гораздо более страшных кругов глобального ада. В заголовке «Раковый корпус» таится тайный смысл, поскольку речь в книге идет о болезни всей страны.
Чрезвычайная роль в художественном мире писателя принадлежит языковым средствам. Писатель считает, что с течением времени «произошло иссушительное обеднение русского языка», а сегодняшнюю письменную речь называет «затертой». Так, утрачены многие народные слова, идиомы, старославянизмы, способы образования экспрессивно окрашенных слов. Солженицын составил «Русский словарь языкового расширения», чтобы «восстановить накопленные, а потом утерянные богатства», но и использовал материал этого словаря в своих книгах. В каждом произведении Солженицыны присутствует множество перефразированных пословиц и поговорок.
Нередко Художник употребляет окказионализмы и словосочетания, состоящие из распространенных языковых единиц, в новом сочетании дающих необычайно яркую окраску — другоданная жизнь , женонобесие , древнеученый вид . Как считает писатель, энергию обретают существительные от глаголов: потяг, потяжок ; полом ; похруст; облетки; перетаск; для охрану. Не менее выразительны и образованные писателем наречия: впробежъ, поизнову, напроброс, наразбив, покрай, растомчиво . Употребляет А. Солженицын и глагольные формы с приставками: приудобился, задрог, сдыхаться, погавкал, изнахалился. Просторечный характер приобретают слова с измененным чередующимся звуком: застыживался, непокорчивая.
Поиски языковых форм А. Солженицына повлияли на многих писателей, в числе которых В. Астафьев, В. Распутин и Ф. Абрамов.
Художественный мир писателя