«Я люблю свиней. Собаки смотрят на нас снизу вверх. Кошки смотрят на нас сверху вниз. Свиньи смотрят на нас как на равных»
«Я люблю свиней. Собаки смотрят на нас снизу вверх. Кошки смотрят на нас сверху вниз. Свиньи смотрят на нас как на равных», — эти слова английского политика У. Черчилля, как всегда, поражают нас своим остроумием и парадоксальностью.
Однако если вникнуть в них внимательнее, то за веселой остротой встает глубокий и горький смысл. Мы понимаем, что слова Черчилля не результат наблюдений над животными. Это, прежде всего, характеристика нас с вами — представителей рода человеческого. И характеристика эта весьма нелицеприятна — Черчилль приравнивает людей к свиньям. Разумеется, этот умнейший человек не хочет оскорбить свиней, он использует этих животных для сравнения, учитывая то значение, которое слово «свинья» имеет в европейской культуре.
А оно резко отрицательное — «грязный человек, неряха»; «о том, кто поступает низко, подло». К сожалению, у Черчилля были все основания думать о человечестве именно так. Напомним, что он управлял Британией в сложную и противоречивую эпоху . Кроме того, этот английский аристократ получил соответствующее своему происхождению образование и имел возможность сравнить «нравственный облик» человечества разных эпох. Думаю, не погрешу против истины, если скажу, что Черчилль не видел изменений в лучшую сторону.
И действительно, уроки истории заставляют нас полностью согласиться с мнением английского премьер-министра. Зачастую корыстные, эгоистические цели толкают людей на страшные поступки. За примерами далеко ходить не надо. Так, в последнее время в нашей стране с новой силой разгорается дискуссия о роли Сталина в жизни СССР. Кто-то опять стремится назвать его «великим вождем», уповает на его «могучую руку», а кто-то на современный лад имеют этого человека «эффективным менеджером».
Эти «странные» люди забывают о миллионах преступлений, которые находятся на совести этого человека. Ради эфемерной цели — построения коммунизма и «осчастливливания» людей будущего — советское руководство во главе со Сталиным уничтожило огромное количество людей, большая часть из которых была их соотечественниками . «Великий вождь», прикрываясь лозунгами о «врагах народа» и шпионах, стремящихся разрушить первую в мире социалистическую страну, уничтожал, по сути, собственную нацию. В лагерях ГУЛАГа погибли или были морально сломлены лучшие умы, талантливейшие люди — те, кем страна должна была гордиться. Однако она стыдилась и ненавидела их, заставляла детей отрекаться от своих родителей, а друзей бояться и доносить друг на друга.
Литературными документами той страшной эпохи являются многие художественные произведения. Хрестоматийными уже стали «Архипелаг ГУЛАГ» и «Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына, «Колымские рассказы» В. Шаламова и т. д. Однако Сталин не ограничивался лишь борьбой с собственным народом. Он использовал свои бесчеловечные методы по отношению и к другим нациям.
Вспомним многочисленные истории с «переселением наций», когда целые народы как неугодные власти лишали родины и переселяли в другие места. Так было с некоторыми кавказскими народами, с немцами, жившими в Прибалтике, и т. д. Но, кроме этого, правительство Сталина, пользуясь «правом сильнейшего», считало возможным распоряжаться жизнями людей других государств. В последнее время в СМИ активно обсуждают события 1940, произошедшие в Катыни, когда по приказу Сталина беззаконно было расстреляно несколько тысяч польских офицеров. По следам этих событий польский режиссер Анджей Вайда, у которого в тех событиях погиб отец, снял фильм «Катынь».
Художник попытался разобраться, кто виноват в том страшном преступлении, за что были убиты невинные люди, которые составляли «цвет» польской армии, как сейчас должны вести себя Россия и Польша по отношению друг к другу. Еще одной «глобальной бедой» 20 века стал, конечно, Гитлер и развязанная им вторая мировая война. Зверства, творимые фашистами, не поддаются не только пониманию, но даже объяснению. Складывается ощущение, что в то время мир охватило повальное безумие, люди в один миг превратились в самых отвратительных свиней. Подтверждение тем страшным событиям мы находим во многих произведениях литературы.
Одними из самых ярких я считаю повесть К. Воробьева «Это мы, Господи!», рассказывающая о пленных в фашистских концлагерях, и роман Б. Шлинка «Чтец», в котором автор пытается проникнуть в психологию людей, служивших нацистскому режиму. К сожалению, с развитием цивилизации человечество не становится лучше. Недавние теракты в Москве и Кизляре подтвердили это еще раз.
Человечество не нашло способов мирно решать волнующие их вопросы, оно предпочитает насильственные методы, приносящие лишь смерть и страдания, но не эффективные результаты. Живя в мире, где тебя вынуждают постоянно оглядываться по сторонам, подозрительно относиться к людям других культур, бояться и ненавидеть, невольно согласишься со словами Черчилля, а также с тем, что собаки и кошки гораздо лучше представителей рода человеческого, с которыми этим животным приходится жить рядом.
«Я люблю свиней. Собаки смотрят на нас снизу вверх. Кошки смотрят на нас сверху вниз. Свиньи смотрят на нас как на равных»