«Я живу на земле в красоте!»
Стихи Игоря Северянина о природе. 5-й класс
Я природой живу и дышу, Вдохновенно и просто пишу. Растворяясь душой в простоте, Я живу на земле в красоте! И. Северянин
Вступительное слово учителя. Ребята, сегодня мы будем читать стихи Игоря Северянина. Настоящая фамилия этого поэта — Лотарев, а Северянин — псевдоним, который он присоединил к имени, возможно, подчеркивая влюбленность в русскую северную природу и Россию.
В 1918 году Северянин выехал в Эстонию и больше ему не пришлось жить в родном Петербурге — Северной столице, но сердцем он был неразрывно связан с русской землей. Ей посвящал свои поэзы — так называл он лирические стихи.
Что же утверждал поэт в своей лирике, ради чего писал поэзы? Близки ли нам сегодня его мысли и чувства?
Прочитаем отрывок из стихотворения «На земле в красоте» и подумаем, что значит жить на земле в красоте. Обратимся и к стихотворению «В парке плакала девочка…».
— Ради чего же написаны эти стихотворения?
— И. Северянин утверждает доброту и любовь человека к живой природе. Мы должны чувствовать чужую боль, стремиться обогреть своей лаской попавших в беду меньших братьев. И пишет об этом поэт просто, трогательно, вдохновенно.
— Прочитаем еще два стихотворения о парке. Слушаем поэзу «Что шепчет парк…». Почему такое заглавие?
Что услышал поэт в парке?
— В заглавии есть слово Шепчет — это олицетворение нужно для того, чтобы показать, что парк живой, его тихий шепот слышит поэт, который живет и дышит природой. И свежий пень, и сломанная ветка болью отзываются в его душе. Эпитет Смертельно подчеркивает трагическое состояние человека, который видит, как ранят и калечат деревья в парке. Трижды повторенное слово Редеет вызывает грустное чувство утраты: ведь этот парк «был когда-то леса гуще, и в зеркале осенних луж он отражался исполином…» И не время изредило парк, а двуногие животные.
Поэт рисует страшную картину истребления парка, используя повторы, аллитерацию и смысловой эпитет: «Топор разнес свой гулкий взмах, и гул убийственного топора» наполняет наш слух звоном ударов, шумом падающих деревьев; и сквозь этот гул поэт слышит горестную жалобу, вынужденное прощание с жизнью.
Вскоре я не буду… Но я ведь жил — была пора.
Поэт заставляет нас услышать тихую мольбу природы, которая гибнет от наших рук и топоров.
— А сейчас слушаем чтение и анализ второго стихотворения о парке — «Наверняка» .
В нем поэт как будто представляет будущее наших парков, наших кристально чистых речек и выражает чувство горечи , что это будет наверняка, что люди с холодной душой когда-нибудь повалят парк, жизнь которого подобна человеческой. Он, «глубоко печальный», испытывает превратности судьбы, а потом и «жить перестанет», как человек, «и будет гроб ему — пустырь».
И как над уходящим из жизни читают молитвы, так и над местом гибели парка будет ветер петь псалмы. Исчезновение парка поэт объясняет жадностью, корыстью и тщеславием людей. «Дубы пойдут банкирам на гробы». Первое слово стоит отдельно, это дает возможность представить могучие деревья, а рифма Дубы-на гробы так и обдает холодом смерти, вызывает протест против несправедливости: зачем уничтожать красоту?
А вслед за парком Увечкой Станет речка, «струя отбросов муть взамен форельности кристальной». Здесь антитеза передает боль поэта. Емкое по смыслу слово Форельность подчеркивает глубину реки, прозрачность ее, плеск серебристой рыбы, а противоположное этому — Увечка .
Поэт предчувствовал, что люди осквернят и изувечат природу. И мы уже сейчас видим мутные реки и пустыри вместо парков; поэтому к чувству боли прибавляется чувство вины за наше равнодушие к природе.
— Какая идея сближает прочитанные стихи?
— Это стихи о любви к природе, о доброте человеческой и о жестокости, эгоистичности людской. В них тревога за наши души, за наши парки, реки и леса, птиц и зверей. Природа дарит нам красоту, ее надо беречь, охранять, а не губить бесцельно.
— Чтобы она не погибла, люди создали науку экологию , то есть науку о месте жизни. Наш дом — земля. Значит, надо знать все о взаимоотношениях животных, растений, всех организмов между собой и окружающей средой.
Экология — это отношение ко всему живому, активная защита его. Этому надо учиться всем людям.
О сыновней любви к природе и родине и писал Северянин:
Кто с лаской тихою помыслил о березке, За здравье Родины затеплил тот свечу.
Я исто русский сын природы, И мне закаты и восходы — Дороже городских услад.
Поэт жил в гармонии с природой, сливаясь с ней душою.
— Как эта мысль выражена в стихотворении «На реке форелевой» ? Что вы представляете, читая стихотворение?
— Мне представляется небольшая тихая речка. В сизый осенний вечер человек сидит в лодке и любуется закатом. Рядом плавают утки, плещется форель. Автор описал, кажется, далекие друг от друга предметы: вечер, камыши, лодка, человек, утки, но на самом деле они связаны главной мыслью: «Не стреляй уток, а любуйся закатом!»
— Это стихотворение живописно и музыкально. Человек и природа показаны в нерасторжимом единстве. Благостное состояние мечтательности исходит от легкого скольжения лодки, вечерних отблесков зари на воде, желтых крапинок цветущего льна, плеска форелей, трепета осинок; звучит тихая мелодия умиротворения. Музыкальность стихам придают повторы, инверсия.
Завораживают необычные слова: Форелевая река, форели шустрятся грациозами, в трепетной осиновке. Хочется повторять стихи снова и снова. И в этой маленькой поэзе поэт не забывает о защите природы.
Как просьба, звучат слова «уток не расстреливай», не разрушай мир красоты, согласия человека с природой.
У него душа поет, когда он наслаждается красотой природы, ему хочется передать свой восторг и нежность.
Северянин воспел здесь животворящие русские поля. Поэт не так, как мы, видит мир. У него «слышит глаз и видит слух».
Его трогают и волнуют знакомые «и вереск, и ромашка, и лопух», «кирпичные мониста щавеля», васильки «в оправе золотой хлебов». Чтобы разбудить чувства читателя, обратить его внимание на то, что всюду рядом с нами красота, поэт использует вопросительные предложения:
А моря синий штиль? а солнца блеск? А небные барашки — облака?
Северянин слышит музыку жизни и славит дыхание ее.
— А теперь послушайте стихотворение «Весенняя яблоня». Какие картины, образы возникают перед нашим взором? Как развиваются чувства героя? Какова главная мысль?
— Эти стихи раскрывают нежную любовь и сострадательность поэта, который не может без содрогания видеть цветущую яблоню в снегу. Она напоминает ему прекрасную, но немую девушку с росинками слез:
И, полный нежности и ласковой тоски, Благоуханные целую лепестки.
А яблоня тоже чувствует заботу и любовь человека:
Тогда доверчиво, не сдерживая слез, Она касается слегка моих волос, И я целую ей цветущее лицо.
Северянин открывает нам чудесный лик природы и призывает нас любить ее по-христиански «незлобивой душой».
— Какие мысли и чувства поэта близки нам во всех прочитанных стихах? Что значит жить на земле в красоте?
— Нам близки сочувствие, сострадание, трогательная забота и нежность поэта ко всему, что нас окружает. Жить в красоте — значит любить природу, быть добрым, заботливым, видеть прекрасное вокруг, беречь ее.
— Вам тоже приходилось проявлять доброту и заботу о наших меньших братьях. Послушаем рассказ об одном случае.
— Однажды мы с подругой шли по дороге и увидели маленькую синичку. Никто ее не замечал, а мы заметили и подобрали. Синичка боялась нас и постоянно клевала нам руки.
Но вскоре она привыкла, стала выздоравливать. Мы ее полюбили.
Когда пришла весна, мы ее выпустили — не больную уже, а сильную птицу. Она долго не улетала, но как только увидела других синиц, вспорхнула и улетела.
Как жаль было расставаться с милым другом!
Домашнее задание :
Выучить стихи Северянина «Поэза летней встречи», «Песенка о зайце» или те, которые слышали на уроке. Также ученики могут попробовать сочинить свои стихи о природе. Написать сочинение об одном случае из жизни «Как я спас… помог…».
«Я живу на земле в красоте!»