Языковые средства для построения текста. Помощь ученику
Тем, кому тяжело самому составлять произведение, советуем обратить внимание на слова, которые помогут это сделать. Для названия темы можно использовать такие слова: произведение (роман, рассказ, повесть, новелла, поэзия, поэма, цикл поэзий, сборник), автор (писатель, поэт, прозаик, драматург), посвященный теме (раскрывает тему, затрагивает тему, рассказывает об…, является рассказом об…, является обзором, является анализом, является обобщением). Для выяснения идеи (основной мысли, проблемы) можно использовать один из возможных вариантов: автор рассматривает (ставит, раскрывает, освещает, поднимает, решает, затрагивает, погружается в проблему, входит в проблему, останавливается на проблеме). Если речь идет о композиции художественного произведения, можно выбрать одно из таких словосочетаний: произведение состоит из нескольких частей (построенный, начинается, разворачивается, изменяется, завершается, подается). Для изложения авторской позиции, отношение, оценок можно выбирать некоторые из выражений: автор считает (убеждает, обосновывается, отстаивает (взгляд, идею, мысль), придерживается точки зрения (взгляда), утверждает, подтверждает, возражает, убедительно доказывает, сомневается, колеблется, одобряет, пренебрегает, предусматривает, размышляет, подвергает критике, игнорирует, упрекает, учитывает, опровергает (мысль, клевета), учитывает, обращает внимание, ценит, недооценивает). Эти слова можно использовать и для характеристики образов.
Для связи с предыдущими частями целесообразно употреблять такие выражения: как уже отмечаюсь (как было сказано выше, учтено, взято к вниманию), предыдущий (последний, следующий (раздел)), проанализированный (исследованный, описанный (материал)), упомянутый (указанный, изложенный, найденный, отмеченный, приведенный (выражение)). В заключительной части (выводах) тяжело обойтись без выражений наподобие: ведь (таким образом, одно слово, из этого вытекает), точнее говоря (иначе говоря, это означает), анализ показывает (анализ подтверждает), в завершение (на окончание можно сказать, можно подытожить, следует подчеркнуть), вывод можно сделать такой…
Итак, основными требованиями к произведению есть:
Логическая последовательность мыслей; эмоциональность и лексико-стилистическая выразительность; точность формирования и формулирование мысли, старание сделать ее ярчайший; орфографическая и пунктуационная грамотность, опрятность и техническое совершенство в оформлении.
Помните, что для успешного написания произведения необходимо:
1) хорошо осознать тему, подобрать материал к ней; 2) подробно продумать и составить план произведения; 3) писать только о том, что сам понял, в чем убежденный; 4) уметь отличать главное от второстепенного, отбрасывать все лишнее; 5) избегать общих фраз, которые ни о чем не говорят; 6) придерживаться последовательности в изложении мыслей; 7) следить за языком: не употреблять слов-паразитов, вульгаризмов и диалектизмов;
НУЖНО ЛИ СОСТАВЛЯТЬ ПЛАН?
Во время написания произведения (контрольного или экзаменационного) план (как эпиграф) не требуют. Но в основе любой сознательной деятельности человека лежит план: из чего начать? что дальше делать? к чему это приведет? Итак, на черновике следует составить план: о чем, в какой последовательности будут излагаться мысли. План должен быть такой, чтобы за ним было ясно не только то, о чем написано произведение но и то, какая основная мысль произведения, как приходится справедливость этой мысли какого вывода доходит автор произведения. План, может быть, простой, сложный, цитатный, смешанный. Схема-модель плана может иметь такой вид:
Ü План ü Введение ü 1 ü 2 ü 3. ü Основная часть. ü 1 ü а) ü б) ü III. ü а) ü б) ü 3. ü 4 ü Вывод, ü 1 ü 2
В идеале, если план хорошо составлено, на каждый пункт (подпункт) приходится от двух до пяти предложений. План станет будто конспектом будущей работы. Использование эпиграфа прибавит вашему произведению идейной цельности. Эпиграфом могут быть слова, которые принадлежат автору, которому посвящено произведение, или выражения других писателей или поэтов, общественных деятелей, ученых, философов, а также пословица или другие формы народной мудрости. В книге после произведений вы найдете небольшой сборник выражений, которые будут служить вам за эпиграфы.
Языковые средства для построения текста. Помощь ученику