За веселый манер, на котором шучу. В. Высоцкий
Первый сборник стихов Высоцкого назывался «Нерв». И название точно отражало идейную сущность его стихов, манеру исполнения, тематику. На нервах, растягивая согласные, «кричал» он свои надежды и упреки в лицо сытой диктатуре.
К нему прекрасно подходят слова Пушкина: » … в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал».
У Высоцкого, конечно, совершенно иная стилистика, другие метафоры и аллегории. Но суть остается такой же:
…В землю бросайте зерна —
Может, появятся всходы.
Ладно, я буду покорным —
Дайте же мне свободу!..
…Лили на землю воду —
Нету колосьев — чудо!
Мне вчера дали свободу.
Что я с ней делать буду?
…Если гдето в чужой неспокойной
Ночи ты споткнулся и ходишь по краю,
Не таись, не молчи, до меня докричи —
Я твой голос услышу, узнаю…
…Много неясно в странной стране,
Можно заплутаться и заблудиться.
Даже мурашки ползут по спине,
Если представить, что может случиться.
Вдруг будет пропасть и нужен прыжок?
Струсишь ли сразу? Прыгнешь ли смело?
А? Э… Такто, дружок, в этом все дело…
…Два слова войскам — несмотря на успехи,
Не прячьте в чулан или старый комод
Небесные легкие ваши доспехи, —
Они пригодятся еще через год…
…Гололед на земле, гололед,
Целый год напролет, целый год,
Будто нет ни весны, ни лета.
Чемто скользким одета планета,
Люди, падая, бьются об лед.
Гололед на земле, гололед.
Целый год напролет, целый год…
Обычно поэтов упоминают по фамилии: «У тебя есть чтонибудь Евтушенко?», «Последнюю песню Окуджавы слышал?», «Вознесенского читал?»
К Высоцкому относились как к родственнику. «Пойдем Володю слушать». И это не было фамильярностью, просто он в каждой семье стал своим. Нарочитое умолчание после его смерти прорвалось как взрыв. Будто прокололи кэгэбешный гнойник. Будто порвали цепи страха.
Власти, наверное, были в шоке, пытаясь жалкими железными рогатками на тротуарах сдержать людей. А они все шли и шли. Проститься!
На смерть В. Шукшина Высоцкий писал:
Еще — ни холодов, ни льдин,
Земля тепла. Красна калина.
А в землю лег еще один
На Новодевичьем мужчина…
…Гроб в грунт разрытый опуская
Средь новодевичьих берез.
Мы выли, друга отпуская
В загул без времени и края…
А рядом куст сирени рос.
Сирень осенняя. Нагая…
Он будто предвидел свою смерть. Как и в стихах:
…А внизу говорят — от добра ли,
От зла ли, не знаю:
Хорошо, что ушел!
Без него стало дело верней. —
Паутину в углу с образов я ногтями сдираю,
Тороплюсь, потому что за домом седлают коней.
…Открылся Лик — я встал к нему лицом,
И Он поведал мне светло и грустно:
Пророков нет в отечестве своем,
Но и в других отечествах не густо…
Надо сказать, что провидение поэтов существует. И тут нет никакой истики. Высоцкий предвидел даже то, что после смерти его признают официально:
Убиенных щадят, отпевают и балуют раем.
Не скажу про живых, а покойников мы бережем.
Он промчался по нашей земле ярко и скоротечно. Гамлет XX века, который «ставил правильный ответ, но не находил нужного вопроса».
Первый сборник стихов Высоцкого назывался «Нерв». И название точно отражало идейную сущность его стихов, манеру исполнения, тематику. На нервах, растягивая согласные, «кричал» он свои надежды и упреки в лицо сытой диктатуре. К нему прекрасно подходят слова Пушкина:
… в тот жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
У Высоцкого, конечно, совершенно иная стилистика, другие метафоры и аллегории. Но суть остается той же:
…В землю бросайте зерна —
Может, появятся всходы.
Ладно, я буду покорным —
Дайте же мне свободу!.. …
Лили на землю воду —
Нету колосьев — чудо!
Мне вчера дали свободу.
Что я с ней делать буду?
Если гдето в чужой неспокойной ночи
Ты споткнулся и ходишь по краю, не таись,
Не молчи, до меня докричи —
Я твой голос услышу, узнаю…
Много неясно в странной стране,
Можно заплутаться и заблудиться.
Даже мурашки ползут по спине,
Если представить, что может случиться.
Вдруг будет пропасть и нужен прыжок.
Струсишь ли сразу? Прыгнешь ли смело?
А? Э… Такто, дружок, в этом все дело…
Два слова войскам — несмотря на успехи,
Не прячьте в чулан или старый комод
Небесные легкие ваши доспехи, —
Они пригодятся еще через год…
Гололед на земле, гололед,
Целый год напролет, целый год,
Будто нет ни весны, ни лета.
Чемто скользким одета планета,
Люди, падая, бьются об лед.
Гололед на земле, гололед.
Целый год напролет, целый год…
Обычно поэтов упоминают по фамилии: «У тебя есть чтонибудь из Евтушенко?», «Последнюю песню Окуджавы слышал?», «Вознесенского читал?»…
К Высоцкому относились как к родственнику: «Пойдем Володю слушать». И это не было фамильярностью, просто он в каждой семье стал своим.
Нарочитое умолчание после его смерти прорвалось как взрыв. Будто прокололи кэгэбэшный гнойник. Будто порвали цепи страха.
Власти, наверное, были в шоке, пытаясь жалкими железными рогатками на тротуарах сдержать людей. А они все шли и шли. Проститься!
На смерть В. Шукшина Высоцкий писал:
Еще — ни холодов, ни льдин,
Земля тепла. Красна калина.
А в землю лег еще один
На Новодевичьем мужчина…
…Гроб в фунт разрытый опуская
Средь Новодевичьих берез,
Мы выли, друга отпуская
В загул без времени и края…
А рядом куст сирени рос.
Сирень осенняя. Нагая…
Он будто предвидел свою смерть. Как и в стихах:
…А внизу говорят — от добра ли, от зла ли, не знаю:
Хорошо, что ушел! Без него стало дело верней. —
Паутину в углу с образов я ногтями сдираю,
Тороплюсь, потому что за домом седлают коней.
Открылся Лик — я встал к нему лицом,
И Он поведал мне светло и грустно:
Пророков нет в отечестве своем,
Но и в других отечествах не густо…
Надо сказать, что провидение поэтов существует. И тут нет никакой мистики. Высоцкий, например, предвидел даже то, что после смерти его признают официально:
…Я умру… говорят, мы когдато всегда умираем.
Съезжу на дармовых, если в спину сподобят ножом, —
Убиенных щадят, отпевают и балуют раем.
Не скажу про живых, а покойников мы бережем.
Он промчался по нашей земле ярко и скоротечно. Гамлет XX века, который «ставил правильный ответ, но не находил нужного вопроса»:
Но гениальный всплеск похож на бред,
В рожденье смерть проглядывает косо.
А мы все ставим каверзный ответ.
И не находим нужного вопроса.
За веселый манер, на котором шучу. В. Высоцкий