Зачем нам нужен экзамен?
В период подготовки к форуму словесников, прошедшему в начале ноября в Москве, стало ясно, насколько же остра проблема выпускного экзамена по литературе. Нашу редакцию захлестнули письма в защиту той или иной формы экзамена, рецензии на новую версию ЕГЭ, призывы сохранить обязательный статус экзамена. Мы не только публикуем — в частности, в этом номере — часть пришедших к нам писем, но и передаем их в соответствующие инстанции, прежде всего в Федеральный институт педагогических измерений , непосредственно занимающийся выпускными экзаменами.
В эти дни часто приходится отвечать на вопрос: «Зачем вам нужен обязательный экзамен по литературе? Может быть, стоит как раз отменить его, чтобы Дети с учителями бескорыстно читали и обсуждали на уроках книги и спорили о высоком?» Большинство учителей, знающих реальную ситуацию в школе, говорят: это самообман. Для того чтобы состоялся урок литературы, требуется знание текста. А тексты бывают большие.
И читать их не всегда легко. Еще и потому, что процесс настоящего чтения — очень сложный и многоаспектный, он требует вживания и размышления.
Для урока литературы нужна серьезная предварительная работа. Без прочитанной книги он невозможен. А перспектива экзамена стимулирует.
Она позволяет учителю — нет, вовсе не размахивать кнутом, — но все-таки мотивировать труд читателя-ребенка. А самому ученику помогает организовывать этот труд, находить для него время, помещать его в иерархии своих занятий на достойное место.
А еще экзамен позволяет в течение продолжительного времени подготовки к нему формировать какой-то нужный навык. Литература дает почву для массы таких навыков. И самый важный из них связан с проблемой Понимания Другого, стоящего за текстом. И с необходимостью это свое Понимание выражать — так, чтобы оно тоже было Доступно Пониманию. Вот этим стоит заниматься для жизни.
Экзамен лишь поможет сделать эти занятия ритмичными и замотивированными.
Школьные Сочинения, превратившиеся в массовом варианте в списывание, при осмысленном подходе и адекватной организации процесса учат школьника связно и аргументированно сообщать о понимании им сложно построенного текста. Моя задача как учителя состоит в том, чтобы помочь подростку состояться в слове. Для этого я должен придумывать темы, которые «цепляли» бы, над которыми хотелось бы думать.
При таком подходе из тупой принудиловки сочинение превращается во что-то другое, что вынашивается, что мучит и жжет, но что становится чуть ли не свидетельством существования личности, что ученик предъявляет как «Аз есмь».
Мне и ученику для этого нужен экзамен — он сообщает всей цепи наших встреч-уроков «напряжение» необходимого вольтажа, без которого ничего не произойдет.
Зачем нам нужен экзамен?