Загадки как вид устного народного творчества
Цель: углубить и систематизировать знания учеников о загадках; развивать творческие способности учеников, любознательность, внимательность, сообразительность, логическое мышление; воспитывать интерес к загадкам.
Оборудование: Иллюстрации к загадкам, карточки.
Тип урока: урок-КВН
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и цели урока
Мы продолжаем работать над темой «Загадки как вид устного народного творчества». Проверку вашей готовности к уроку проведем не совсем привычно, а в форме КВН. Для этого поделимся на две команды.
III. Проведение КВН
Конкурс «Разминка»
Каждая команда загадывает друг другу по пять загадок и отгадывает их.
Конкурс «Творческий»
1. Превратить пословицы в загадки.
И команда | II команда |
Правда в огне не горит, | От своей тени не убежишь. |
В воде не тонет. | Береги честь смолоду. |
Мысль быстрейшая в мире. | Наимилее в мире — сон. |
Работа людей кормит. | Чтобы хорошо жить, необходимо работать |
Внимание старше ума |
2. Придумайте такие загадки, чтобы в них вошли данные слова. Мел — белый зайчик, доска — черное поле, пишет — скачет. Луна-новолуние — золотой серп, ночное небо — темный луг, находится — утеряно.
3. Придумайте загадки на заданную тему: «О домашних животных», «О школе, школьных принадлежностях».
Конкурс художников
Нарисовать рисунки, которые бы отображали содержание загадок и их отгадок.
Для І команды. Посреди двора стоит гора; впереди вилы, а сзади метла. (Корова)
Для II команды. Ревет вол на сто гор, на сто шагов, на сто потоков. (Гром)
Конкурс капитанов
Для капитана І команды
Определить, какие загадки использовал писатель В. Шевчук в приведенном предложении из своего произведения «Предтеча». Записать полностью их текст.
На необозримое бархатное поле повыбегали овцы, которые без числа, без счета, и лишь пастух замедлил: где-то подгулял или заснул в туче, которая раскинулась край неба, как черное марево.
Для капитана II команды
Переработать предложения так, чтобы они стали загадками.
Весеннее солнце, будто золотая рыбка, плавает по синему, как море, небу. В дали трактор, будто железный жук, пашет широкое поле, будто лапами черную землю режет.
Конкурс «Кто быстрее»
Кто быстрее разгадает загадки и подберет к ним синонимические по смыслу. Например: Висит сито руками не вито. (Паутина) Синонимическая к ней: Какой пряжи нет в продаже?
1. Стоит госпожа, прихорашивается, так как одела рубашек триста. (Капуста) (Сидит баба на грядках вся закутанная в платках.) 2. Ползун ползет, на базар иглы везет. (Еж) (Колючий клубочек прибежал в садочек.) 3. Стоят развалины, на развалинах мешок, на мешке мельничка, сопун, клипун, лесок. (Человек) (Кто утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех) 4. В воде родится и воды боится. (Соль) (Белый камень в воде тает.)
IV. Итог урока
V. Домашняя задача
Повторить определение загадки, метафоры. Составить загадки о глобусе, снеге, коте.
Загадки как вид устного народного творчества