Заключительный урок в 6-м классе по сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»
Этот урок проводится как заключительное занятие после изучения сказки-были «Кладовая солнца». Занятие рассчитано на два часа.
В начале урока ребятам предлагается нарисовать, как они представляют, что такое «я», что такое «мы».
Записи работы вывешиваются на доске в две колонки. Следующее Задание : напишите «я», рядом — «мы»; подберите к ним ассоциации — слова любой части речи, рифмы, созвучия и так далее.
(«Я» — боль, страх, одиночество, подозрительный, бояться, скучно, плохо, тихо, пустота, вечер, мечта, стеснительный, грусть, тоска, раздумья, мучения, горе…
«Мы» — легче, радость, смех, дружба, семья, вместе, сила, защита, облегчение, спокойно, лучше, надежда, поддержка, весело, друзья, любовь, опора, улыбка, узел…)
Список читается вслух, причем ребята могут его дополнять. После этого им предлагается подчеркнуть два самых важных для них слова из первой колонки и второй . С этими словами составляются вопросы.
Примеры
— Каким должен быть друг?
— Что такое страх?
— Что такое жизнь?
— Как можно добиться победы?
— Что такое одиночество?
— Когда ты больше всего чувствуешь свое одиночество?
— Что вы испытываете, когда видите одинокого человека?
— Что такое свобода?
— Как вы думаете, связаны ли между собой по смыслу слова «узел» и «семья»?
— Почему боязнь присутствует и среди друзей?
— Что такое доверие?
— Что такое понимание?
— Что является опорой в жизни?
— Когда вы спокойны?
— Что такое любовь?
Вопросы читаются вслух, после чего предлагается Задание : обменяйтесь с соседом вопросами и ответьте письменно на один из них . Ответы также читают вслух.
Примеры
Самая главная опора в жизни — друзья. Человек не может жить без друзей. Недаром говорят: «Дерево держится корнями, а человек — друзьями».
Юра Пономарев
Так как некоторые люди очень скрытны, не знаешь, друг он тебе или враг. И среди друзей есть предатели и лгуны. Это может раскрыться в самые трудные минуты жизни.
Алла Борисова
Жизнь — это Божий дар. Поэтому мы должны беречь каждую минуту жизни, прожить ее с большой пользой для себя и других.
Костя Кленов
Слова «узел» и «семья», безусловно, связаны между собой, потому что после брака и рождения детей любовь крепко связывает всех членов семьи — завязывается большой узел любви и добра.
Таня Морозова
Понимание — это добро, самое теплое и всем очень нужное.
Алла Борисова
Одиночество — это страх, когда рядом с тобой никого нет.
Коля Трефилов
Когда человек умеет любить и природу, и родину, и своих ближних, он счастлив.
Толя Матвеев
Страх — это то, что нельзя выразить словами. Когда боишься того, чего нет на самом деле.
Оля Дементьева
В нашем классе много учащихся. И мне нравится каждый. Каждый чем-то интересен, что-то умеет. Мы всегда помогаем друг другу, потому что бесконечно доверяем друзьям.
Пусть это доверие будет жить всегда.
Юра Пономарев
Следующий этап — Групповая работа : подчеркните вопросы, на которые нам дает ответы М. М. Пришвин в повести, подтвердите примерами из текста и проанализируйте их.
Примеры, предложенные группами.
— Что такое жизнь?
(От Лежачего камня пути Насти и Митраши расходятся. Каждый словно выбирает свой путь в жизни. Жизнь — это кладовая солнца. Но ее сокровища открываются не очень просто и не каждому. В жизни каждого человека бывает и плохое, и хорошее.
Также и у Насти и Митраши. Через все испытания прошли герои, пока не пришли к истине — любви, пониманию и согласию.)
— Что такое дружба?
— Что такое одиночество?
— Каким должен быть друг?
— Что такое любовь?
— Что такое страх?
Учащиеся сделали вывод, что почти на все составленные ими вопросы можно найти ответы в тексте. Это говорит о том, что М. М. Пришвина всегда волновали добро, любовь, красота.
После этого ребятам предлагается написать слова «кладовая» и «солнце» и подобрать слова-ассоциации.
Примеры предложенных ребятами ассоциаций.
«Кладовая» — ценность, золото, кормилица, помощница, погреб, чудо, сердце, хранилище, сундук, клад, склад, секреты, детство, память, сюрприз, запасы, жизнь, богатство, душа, человек…
«Солнце» — тепло, свет, жизнь, любовь, смех, лето, детство, нежность, природа, заря, Мама, пляж, веселье, каникулы, ласка, луч, радость, уют…
Затем учащиеся составляют словосочетания, соединив слова из первой и второй групп, читают свои работы в группе, а затем выборочно в классе.
Самые важные, по мнению ребят, словосочетания подчеркиваются. Затем они дают определения словосочетанию «кладовая солнца» и читают их вслух.
Кладовая солнца — это хранительница вечного добра.
Юра Пономарев
Кладовая солнца — чудесный смех детей, золотые лучи речи, богатое сердце любящих, адресованное природе.
Таня Морозова
Кладовая солнца — это жизнь человека с его способностью любить.
Витя Лебедев
Кладовая солнца — это сердечное богатство человека в природе.
Саша Шубин
Кладовая солнца — это любовь, доброта.
Коля Трефилов
Кладовая солнца — это ценность земли, океан жизни, секрет жизни природы и человека.
Алла Борисова
Кладовая солнца — все то, что связано с сердцем.
Павел Санников
Кладовая солнца — это жизнь, богатство земли.
Костя Кленов
Кладовая солнца — это секрет природы.
Надя Малкова
После этого ребята выбирают эпиграф к нашему занятию . Можно предложить свой вариант. Каждая группа должна обосновать свое мнение.
Пословицы
Где дружба и совет — там и свет.
Гору разрушает ветер, людскую дружбу — слова.
Дерево держится корнями, человек — друзьями.
Дружба заботой да подмогой крепка…
В заключение предлагается ответить на вопросы: как чувствовали себя на уроке? Что узнали? Какие задания были для вас сложными?
— Сначала было нелегко, но помог сосед, поддержали в группе.
— Думал, что кладовая солнца — это только то, что касается природы, но не человека. Потом понял свою ошибку, и легко стало.
— Задумался о смысле жизни.
— Я научился думать. Радуюсь этому.
— Узнал много полезного. Думаю, мне эти знания в жизни пригодятся.
— Слова-ассоциации помогают прийти к неожиданным выводам. Само собой складно получается. Это здорово!
— Мне интересно было все.
Заключительный урок в 6-м классе по сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»