Замысел романа
«XIX в. будет отличаться от всех ему предшествующих веков точным и пламенным изображением человеческого сердца», — писал Стендаль. По сути, это была сверхзадача, которую ставил перед собой писатель, приступая к созданию нового романа. К этому времени у Стендаля уже был выработан «жесткий, суховатый, пренебрегающий метафорическими узорами аналитический слог». В общих чертах писателю был ясен и образ современного молодого человека — дерзкого искателя счастья, энергичного и страстного в своих взлетах и падениях, который и был, по мнению Стендаля, героем нового времени. Недоставало лишь напряжения, основного стержня будущего произведения, первотолчка, случая, в котором угадывалась бы трагедия современной недюжинной личности.
Нужен был подходящий источник информации.
И Стендаль открыл для себя такой источник — уголовную хронику. Открыл в то время, когда его собратья по перу с пренебрежением относились к прозе будней, к тем страстям, которые бушевали в душах их современников, отдавая предпочтение седой старине, ища своих героев в рассказах о странствующих по заморским краям изгнанниках.
В письмах к своим друзьям Стендаль советовал им почаще заглядывать в «Судебную газету», чтобы дополнительно знать, чем живет современное французское общество, что волнует его и что творится в душах молодого поколения. Сам писатель именно здесь однажды наткнулся на поразивший его материал. «Судебная газета» сообщала о том, что в декабре 1827 г. Гренобльский суд слушал дело некоего Антуана Берте, девятнадцатилетнего сына сельского кузнеца, воспитанного священником местного прихода. Этот молодой человек, попав в качестве наставника детей в дворянское семейство города Гренобля, спустя несколько лет стреляет во время богослужения в церкви сперва в мать семейства, а потом в себя.
Оба они остались живы. Как водится, Антуана Берте судили и безжалостно приговорили к смертной казни. Приговор не замедлили привести в исполнение. Французские газеты на все лады комментировали эту скандальную историю, создавая общественное мнение, против которого и восстал Стендаль.
Так родился замысел романа «Красное и черное», прославившего имя писателя в веках.
Всего три года понадобилось Стендалю, чтобы реализовать свой замысел. Ему блестяще удалось переложить «весьма обыденное уголовное преступление» на язык искусства. При этом писатель достиг значительного успеха в описании социальной картины жизни французского общества начала XIX в., определившего логику поведения героя в его новом романе.
Действие романа разворачивается в вымышленном городке Верьере, напоминающем Стендалю современный Гренобль, а также в Безансоне, где писатель никогда не был, и в Париже, в котором он подолгу жил и который хорошо знал, но, кажется, никогда по-настоящему не любил. Условность места действия романа не случайна и легко объяснима: она способствовала свободному течению повествования, создавая впечатление всеохватности и всеобщности происходящих событий. Другими словами, история героя романа воспринимается читателями не как частный, из ряда вон выходящий случай, а как закономерное явление, обусловленное всем ходом развития французского общества в эпоху Реставрации.
В этом и заключается несомненное и новаторское мастерство Стендаля как художника-реалиста.
Замысел романа