Завершающий урок по «Войне и миру»
Притча и апория в тексте. Жанр. Смысл названия
Домашнее задание перед завершающим уроком дается с учетом подготовки к указанной теме. Его можно сформулировать в виде следующих вопросов.
Вспомнить фольклорные и литературные жанры, входящие в состав поэмы Гоголя «Мертвые души», сходные с ней или пародируемые в ней. Какие из знакомых вам произведений русской литературы вы могли бы назвать в полном смысле слова романом? Приведите примеры известных вам исторических романов. «Мы, русские, вообще не умеем писать романов в том смысле, в каком понимают этот род сочинений… в Европе», — писал Толстой в черновых вариантах «Войны и мира». Какие, на ваш взгляд, черты «Войны и мира» отличают ее от «обычных» романов?
Вспомните парадоксы Печорина и рассказчика в «Герое нашего времени» и приведите примеры парадоксальных суждений в тексте «Войны и мира». Вспомните психологические обобщения из дневника Печорина и приведите примеры психологических обобщений из текста «Войны и мира». Есть ли общие черты у Сони Мармеладовой и Сони в «Войне и мире»?
Какая проблематика связана с их образами? Сравните роль евангельских цитат в «Войне и мире» и «Преступлении и наказании».
Проведем заключительный урок в форме свободной беседы, но с заранее объявленной целью: дома или в конце урока суммировать результаты в таблице. На уроке можно обсудить следующие вопросы. Какие новозаветные цитаты в «Войне и мире» и «Преступлении и наказании» связаны с темой будущей жизни и воскресения? Какие евангельские слова обсуждают в «Эпилоге» графиня Марья и Наташа?
С какой притчей они связаны? Расскажите притчу, объясните ее евангельский смысл. Согласны ли вы с толкованием притчи в «Эпилоге»? Вспомните, каков смысл притчи о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче в «Мертвых душах».
Прибегает ли Толстой к приему вставной новеллы-притчи? В чем смысл истории невинно осужденного купца, рассказанной Каратаевым? Как проецируется смысл вставных эпизодов на идею всего произведения? История, рассказанная Каратаевым, печаталась Толстым отдельно в журнале «Беседа» в 1872 году, а потом в составе «Третьей русской книги для чтения» в виде более подробного рассказа под названием «Бог правду видит, да не скоро скажет».
Нужно заметить, что евангельская тема грешника и праведника — такая же значимая линия русской литературы, как притча о блудном сыне. В «Войне и мире» она реализуется в рассказе Каратаева и прощении Анатоля князем Андреем в ситуации, являющейся перифразом Голгофы, то есть на перевязочном пункте Бородинского сражения. Почему эта тема в «Войне и мире» объединяет именно Каратаева и князя Андрея?
Как история, рассказанная Каратаевым, подчеркивает композиционный параллелизм эпизодов с Пьером и Каратаевым в плену, эпизодов с князем Андреем и Наташей по дороге в Ярославль и эпизодов, в которых Кутузов после Бородина противопоставлен придворным кругам? «Все миросозерцание Каратаева проникнуто каким-то светлым фатализмом, глубокою верой в неизбежное торжество нравственного закона и справедливости. Эта вера выражается, например, в его рассказе о купце, безвинно сосланном на каторгу.
Также и слушая чужие рассказы, он особенно радуется таким фактам и случаям, в которых наглядно проявляется внутреннее «благообразие» , то есть соответствие человеческих действий с нравственным законом», — говорится в учебнике для старших классов средних учебных заведений, изданном в 1911 году . Давайте подумаем, есть ли общее в каратаевском «благообразии», безуховском «сопряжении» , «равновесии», о котором в бреду заботится князь Андрей.
Выберите из пословиц Каратаева те, которые, на ваш взгляд, синонимичны девизу Кутузова «терпение и время». Что такое Апория? Буквально это слово означает «безвыходное положение».
Автором многих знаменитых логических парадоксов — апорий — был древнегреческий философ Зенон Элейский . Николенька Болконский мог читать у Плутарха и о Зеноне, а не только о Муции Сцеволе. Апория Зенона «Ахиллес и черепаха», приведенная в тексте «Войны и мира», имеет значение не только для введения в книгу античных мотивов, ведь она помещена в третьем томе, смыслом которого является не развенчание ненужной народу войны, а поиск причин победы в народной войне с нашествием. Итак, разрабатывая вопрос о причинах исторических явлений, Толстой обращается к философии и математике, даже к представлениям древних о времени и пространстве. А есть ли еще какой-нибудь смысл в обращениях Толстого к античным парадоксам?
Для ответа на этот вопрос предложим заранее подготовленному ученику рассказать о подвиге Муция Сцеволы . Можно использовать также примечания к «Войне и миру» в издании серии «Школа классики»
Расставаясь с уроками по этому произведению, мы подводим итоги наших размышлений над смыслом названия. В начале изучения «Войны и мира» говорить о названии преждевременно, в конце — поздно. Наверное, на каждом уроке будут такие моменты, когда можно об этом сказать.
Или спросить.
О смысле названия «Войны и мира» есть прекрасные работы, и не хотелось бы повторяться. То, что русское слово «мир» в силу своей многозначности позволяет соединить значение единения со значением мироздания, имеет колоссальное значение для русского менталитета и, значит, для прояснения роли России как «успокоителя истории»
Завершающий урок по «Войне и миру»