Земля в судьбе человека. Сочинение по повести О. Кобылянской «Земля»
Мерилом духовных ценностей о народа всегда была, есть и будет земля. Все мысли и ожидания, мечты и жизненные стремления связаны лишь с ней. Земля была двигателем истории украинской.
Ведь наш народ — один из немногих, кто сумел отстоять свою землю, удержать ее на протяжении более десяти тысяч лет. Почему никакие завоеватели не смогли подчинить, поставить на колени Украину?
Потому, что народ любил свою землю и готов был отдать за нее жизнь, нежели расстаться со своей кормилицей. О силе любви к земле рассказывает в своей бессмертной повести О. Кобылянская. И хотя кое-кто может возразить, что события, изображенные в произведении, не были типичными, что это одиночный случай, но смысл написания произведения не в этом.
Писательница хотела нам показать, к каким трагическим последствиям приводит моральная деградация и неуважение общечеловеческих ценностей, закрепленных веками развития цивилизации. Главное для украинского крестьянина — наличие или отсутствие земли. Само решение этого вопроса овладевает его помыслами или ожиданиями, влияет на его поведение, отношения в семье.
Всю свою жизнь и свою незаурядную силу отдали старые Федорчуки земле.
С болью и грустью говорит Ивоника о тяжелой работе на ней: «Она покрылась нашей кровью и нашим потом». Земля, больше земли сосредоточить в своих руках потомков, чтобы обеспечить хоть минимальное благосостояние — таково жизненное кредо старших Федорчуков. Именно поэтому Ивоника стремится поженить своего любимого сына Михаила с девушкой, которую тот не любил.
Ведь их нивы рядом: «Граничат между собой, составляют одну равнину, их сила одинакова» и после бракосочетания объединятся. Любил ли старый Федорчук землю? Да, любил. Он знал ее в каждой поре года и в разных настроениях, будто себя самого». Примером отношения старшего поколения к земле может быть и Евдокия, которая отдает любимую дочь замуж за немилого, так как его родители имеют много земли.
Как относится к кормилице всего сущего молодое поколение? Михаил, сын Ивоники, унаследовал от отца лучшие черты любви к земле. Во время будничной земледельческой работы мальчику казалось, что «он был господином какого-то большого, пышного зеленого мира и мог в нем делать все, что хотел…» Поэтому, оказавшись в цесарском войске, Михаил так тоскует по работе в поле. Ему снилась земля, «к которой прикипели его рабочие черные руки». Но служба в войске дала и кое-что положительное.
Она расширила его горизонты, помогла понять, что и без земли могут прожить люди. Поэтому неслучайно для того, чтобы объединить свою судьбу с любимой, Михаил готов отказаться и от земли, которую так любил: «Я оставлю вам все поле… радуйтесь ему, а я беру себе Анну и вернусь назад в город. Там я уже найду работу и не погибну».
В чем несчастье Анны? Не в том ли, что у нее «нет ни горстки земли, ни денег», а поэтому у нее нет надежды на лучшую судьбу, на счастье с любимым. Вот почему, несмотря на ее высокие моральные качества, старые Федорчуки чувствовали почти ненависть к ней после смерти любимого сына. Савва унаследовал от отца и матери черты слепой любви к земле. Все то прекрасное, что делало его брата вдохновенным творцом на земле, стало черным, злым в нем.
Вот почему ради того, чтобы не делить землю, Савва и Рахира доходят до убийства Михаила. Что же делать дальше? После смерти любимого сына старый Ивоника хочет сделать так, чтобы трагедия больше не повторялась. Поэтому он втайне от Марийки переписывает сыну Анны свое лучшее поле. Ивоника хочет, чтобы тот пошел учиться дальше и не был привязан к земле.
Хочет оторвать своего сына от такой зависимости и его мать. Петр с Анной считают, что, лишь оторвав своего сына от земли, они дадут ему счастье. Что же будет тогда, когда все пойдут в город? Кто будет ходить по земле?
Писательница своим произведением утверждает: земля нуждается именно в таких честных и трудолюбивых, как Михаил. Недаром над могилой любимого сына старый Ивоника провозглашает: «Не для тебя, сынок, была она, а ты для нее! Дурак ты был на ней, дурак…
Наймитом ты был, наймитом!». Что же определяет судьбу человека? Наличие или отсутствие земли? Любовь к ней?
Или, может, собственная духовность, через призму которой возникает и отношение к земле? Избавился ли сын Анны от всего злого, оторвавшись от земли? Избавились ли мы, сегодняшние, от всех злых качеств, насильно оторванные от своих корней?
Ведь вместе с частной собственностью на землю нас лишили ощущения хозяина, своей истории и даже… чувства собственного достоинства.
Разве может уважать себя человек, лишенный самого необходимого? Вот почему повесть О. Кобылянской так актуальна именно сейчас, во время развития нового государства и воспитания новых собственников, новых хозяев земли. Судьба человека, особенно украинца, определяется его отношением к матери всего сущего.
Ведь из земли мы рождаемся и с ней растем, крепнем, и после смерти снова встретимся с ней, чтобы уже некогда не расстаемся. Она — наша святая кормилица, определяющая человеческую судьбу. Она — мерило духовных ценностей украинского народа
Земля в судьбе человека. Сочинение по повести О. Кобылянской «Земля»