Жанровая система украинской драматургии
Жанровая система украинской драматургии, составленная реалистическими произведениями, имела довольно широкий диапазон — от водевиля до сатирического гротеска, немало разновидностей драмы. А с жанровыми особенностями связан и характер психологического и социального анализа: постепенное нарастание первого в драматических жанрах и второго — в комедийных. Затрагивая тяжелые, а то и безвыходные жизненные ситуации, драма раскрывала проблему психологического одиночества героя , который олицетворяет наилучшие человеческие черты, что и предопределяет большей частью его гибель.
Именно в этом показывается преемственная родственность украинской драмы с классическими традициями наиболее отшлифованного веками художественной эволюции жанра — трагедии. В других произведениях — «Бондаревна» И. Тобилевича, «Драмованой трилогии» , «Петр Сагайдашный», Царь Наливай» П. Кулиша, «Богдан Хмельницкий» , «Оборона Буше» , «Маруся Богуславка» М. Старицкого — историческая реальность осмыслена с позиции, которая идеально согласовывает соотнесенность романтического стиля и жанра трагедействия: универсальная в своем совершенстве личность, которая, вдобавок, персонифицирует и автора, жертвует своим благом или жизнью ради родины или же гибнет вследствие того, что взяла на себя непосильное бремя. Принципам романтической поэтики не противоречит имеющийся в этих произведениях отход от реальных исторических фактов, но мера такого отхода может выразительно характеризовать позицию автора.
Близость к фольклорному взгляду на прошлое присуща всем упомянутым авторам и наиболее показывается в тех пьесах, сюжет которых основывается на народной песне или дума . Параллельно с театром корифеев существовало множество трупп, в которых украинское слово использовалось как своеобразный экзотизм, способный привлечь публику и дать прибыль антрепренерам. В 70-х годах свои первые драмы — с близкой к указанной проблематике пишет И. Франко .
Соотношение и взаимосвязанность компромисса и измены , определение своей обязанности перед родиной, средств служения ей выходят на первый план в пьесах «Три князя на один престол» и «Славой и Хрудош» И. Франко, где отсутствуют указания на время и место действия и любые признаки обстоятельств или внешности персонажей. Есть здесь публицистические раздумья о социальной несправедливости, о том, какой сложной является взаимодействие социальных основ и патриотичных чувств. На 90-е годы приходится расцвет критико-театроведческого и драматургического творчества И. Франко.
Как драматург он, по его собственному признанию, сформировался под влиянием украинских писателей Приднепровья.
Его пьесы «Украденное счастье», «Будка ч. 27», «Рябина» написанные в духе восточноукраинской социально-психологической драмы и сатирической комедии. Названные драмы можно сравнить с драмами Л. Толстого «Власть тьмы», М. Гауптмана «Извозчик Геншель» и «Роза Бернд», например, в том, что и те, и другие выводят социально-моральную проблематику далеко за границы брачно-семейных взаимоотношений, раскрывают повседневную безысходность человеческой жизни. Разножанровые произведения И. Франко , своеобразно обнаруживают перекрещения определяющих тенденций драматургии Западной и Восточной Европы. Поэтика «Украденного счастья» является переходной — на границе традиционной и так называемой новой драмы. Двойственность художественной природы произведения заключается в том, что за извне четко острым, выразительно очерченным конфликтом сущность его более широкая от прямого столкновенья персонажей, которые не являются полнейшим олицетворением вражеских друг другу сил, а лучше жертвами всеохватывающего зла.
Несмотря на правительственные притеснения, народный театр Старицкого, Кропивницкого, Карпенко-Карого был качественно новым явлением не только в культурно-общественной жизни Украины, а и за ее пределами, «свидетельством дозрелости» народа , могущественным средством воспитания его социального и национального самосознания. Триумфальные гастроли украинских трупп городами России в определенной мере заполняли пробел, который образовался в реалистически-разоблачительной драматургии Русской империи после смерти А. Островского и до выступления А. Чехова.
Драматурги существенным образом обогатили украинский литературный язык как средствами языка народного, разговорного, так и смелыми новообразованиями, большинство из которых живы и по сей день. Углубление украинской драматургии происходило на протяжении всей ее жизни — как на сцене, так и вне театра. Значительная ее часть так и не увидела света рампы тогда, а определенная — и по сей день, и это, последнее, является досадной исторической несправедливостью: ведь произведения украинских авторов именно этого периода, с их постоянным вниманием к внутреннему миру личности, вдохновлены большим этическим потенциалом, так необходимым настоящему. Вместе с тем в конце Х
Жанровая система украинской драматургии