Жанровая своеобразность пьес Кальдерона
Драма (как жанр, не путать с драмой как с родом литературы!) — это пьеса социального или бытового характера с острым конфликтом, который развивается в постоянном напряжении. Автор стремится раскрыть психологию персонажей, исследовать эволюцию их характеров, мотивацию поступков и действий. Относительно пьес Кальдерона, то их «жанровая классификация проводится в зависимости от того, к которому из полюсов, трагедийного или комедийного, тяготеют пьесы за их тематическим содержанием, тональностью, особенностями композиции, в частности развязки — «кровавой» или счастливой» (Д. Наливайко). Как за глотком воды можно познать вкус источника, так и за проблематикой драмы Кальдерона можно узнать о ведущих мотивах барокко.
Во времена Возрождения Шекспир устами Гамлета поет «ренессансный гимн человеку»: «Какое завершенное произведение — человек! Благородные мысли! Безграничные способности! Весь вид, каждое движение вызывает увлечение. Поступки напоминают ангела! Бога напоминает понимание! Украшение вселенной! Образец всего сущего!» Как говорилось, антропоцентризм и гармоническая картина мира эпохи Возрождения не выдержали проверки временами. Итак, необходимо было снова определять место человека в мире, но уже на новых мировых эстетичных основах, что и делали писатели барокко, рассматривая целый комплекс философских проблем.
Третья ведущая проблема барокко, внедренная в драме, — как свобода человека соотносится с волей Бога? Искусство барокко буквально пронизано аллегориями, символами и эмблемами. Вспомним цепи и тюрьму (символы неволи), которые сопровождают Сехисмундо почти до финала произведения. Он — невольник, это уже сначала подчеркнуто Кальдероном.
Итак, постоянное стремление делать добро является необходимым условием того, чтобы человек был человеком, одолел путь от зла до добра — вот первый «рецепт» Кальдерона и одна из ведущих мыслей произведения. Вторая философская проблема времен барокко — способен ли человек победить судьбу, фатум? Помним, что Кальдерон писал во времена расцвета абсолютной монархии, когда от воли одного человека — короля, царя, императора или султана зависели судьбы миллионов людей и даже целых народов. Итак, его драма есть социально значащей.
Можно заметить еще одну проблему — проблему чести. Здесь она ярчайше воплощена в образе Росаури, которая готова отстаивать свое достоинство с оружием в руках. Вообще у Кальдерона был целый ряд «драм чести», да и самому писателю приходилось защищать свою честь даже в поединках. Тем не менее в драме «Жизнь — это сон» эта проблема не является центральной. И так же, как Эдип, не убежал от своей судьбы и Басилио: даже заключив сына вторично, он получил бунт войска и второе (теперь уже вопреки его воли) возвращение «синазвира» ко дворцу. В конце концов, Басилио признал свою ошибку и приходил к выводу, что «бесполезные человеческие дела:
И стремления напрасные против
Силы высшей и причины!
Я, лишь бы от бунта и смерти
Освободить родину,
Сам и привел к тому,
Чем боялся ей навредить
Словом, чего Эдип и Басилио более всего боялись, то с ними и случилось — «судьба потащила их за собой силком» Однако все-таки Кальдерон считал, что на судьбу повлиять можно, что и воплотил в философской драме «Жизнь — это сон»
Жанровая своеобразность пьес Кальдерона