Желтый князь Василия Барки: гуманистическая идея произведения
Настоящая фамилия — Очерет. Родился в с. Солоница Лубенского уезда на Полтавщине в казацкой семье . Учился в Лубенском духовном училище, со временем переименованном в трудовую школу, потом — на педагогических курсах. С 1917 г. учительствовал на Донбассе, преподавал математику и физику.
Был заключен властью за политические убеждения. В 1928 г. выехал на Кубань, в Краснодар, где поступил в педагогический институт, а со временем учился в аспирантуре. Печатал поэзии в журнале «Красный путь», издал сборник стихов.
Был научным сотрудником Краснодарского художественного музея.
Ощущал притеснения со стороны власти, считался «неблагонадежным». Принимал участие во Второй мировой войне, был отправлен фашистами на принудительные работы в Германию. После войны остался на Западе, в 1950 г. эмигрировал в США, где занимался до конца жизни литературной деятельностью, был редактором на радиостанции «Свобода». Поэт, прозаик, литературовед.
Автор поэтических сборников «Пути» , «Цеха» , «Апостолы» , «Белый мир», «Лирник» , «Свидетель для солнца шестикрылый» и других, монографической работы по истории украинской литературы, литературоведческих эссе, романа-притчи «Искупительные и ключи земли», романа «Желтый князь» и др. Последнее произведение — известнейшее из всего наследия автора. Это роман-предостережение, реквием, книга памяти жертвам голодомора, миллионам земледельцев, которые были уничтожены варварским тоталитарным режимом.
Работа над романом «Желтый князь» была для Василия Барки нелегкой, так как те страшные картины голодомора, которые он видел живьем, гостя у брата на Полтавщине в 1932 году, снова и снова выныривали из глубин памяти, снова и снова мучили его сердце. Поэтому в романе и воспроизведены те самые трагичные страницы украинской истории — страницы страданий, отчаяния, греха, смерти.
Василий Барка стремится в своем романе показать болезненную правду о советской тоталитарной системе, которая уничтожает все светлое и гуманное на пути достижения своей цели. В романе изображена жизнь украинской семьи Мирона Катранника. Это обычная земледельческая семья, которая жила по всем нормам христианской морали, пожизненными традициями украинцев, жила в мире и согласии.
И голодомор перечеркнул существования тысяч семей на нашей плодородной земле. Перечеркнута жизнь и этой семьи: гибнут почти все. «Злой голод» уничтожает все святое…
И возникают перед читателем — картины людоедства, поля, покрытого трупами, вокзала, где умирает мать Дарья Александровна, не дождавшись сына, магазина, где торгуют человеченой, безлюдного двора Катранников, где умирает, даже не успев зайти в дом, измученный голодом и трудной дорогой отец. Смерть. Ужас. Страх.
Властвуют и уничтожают все… Не в силах уничтожить лишь одного — большой души украинца… Идея гуманизма пронизывает, произведение насквозь. Вопреки всему, автор и его герой верят в торжество человечности, добра.
Все члены семьи не потеряли человеколюбия, христианских принципов. Вспомним, как Мирон сохраняет тайну чаши, которую ему передали односельчане как наиболее дорогую святыню. Даже перед выбором между жизнью и смертью он не может предать односельчан: «От неба наказание будет, мне и детям… лучше умереть».
Из большой дружной семьи остается живым только наиболее молодой сын Андрейка. Именно на него автор возлагает все свои надежды.. Так как именно он является продолжателем тех традиций, которыми жила его христианская семья, которые он унаследовал еще от своей бабушки, которая щедро наделяла всех безграничной любовью.
Оставшись одиноким, отстав от матери, Андрейка не впадает в отчаяние, а старается ее найти. «У мальчика вся душа болит от упоминании о одинокой мамеу, которая ищет его».
Нелегкой выдалась дорога домой. Но не голод побеждает Человечность, а наоборот. Поражает гуманностью эпизод романа, когда проголодавшийся до безпамяти Андрейка охотится на суслика, обжигает на огне и едва лишь начинает есть его, как «ощущает странную неловкость; поднимает главу и сразу приходит в смущение: вблизи пожилая женщина стоит и наблюдает, как он ест. Теперь «каждый — себе». А нет…
Этого взгляда ему не выдержать. Он положил немного мяса возле несчастной, что, как тень, застыла на месте. Сочувствие к ближнему толкает мальчика на подобные поступки.
Вот он делится куском хлеба с женщиной, которая держит маленькое дитя, которое ело пожеванную мамой крапиву. Вот он кладет под подушку для мамы недоеденный кусочек, надеясь, что она скоро вернется.
Милосердная душа ребенка не остается равнодушной как к человеческой беде, так и к красоте природы. Залюбовался цветами, чуть не плачет от запаха мяты. Все это напоминает ему его дорогую мамочку.
Вот шмель, а вон мотылек, жучок, мурашки, птицы… И он не сам! Все настроено на жизнь. А как он завидовал птицам!
Так как там, в вышине, есть голубизна, солнце, радуга и нет грязи и страха. Ему так хочется жить, так хочется найти свою мать. Его чувствительное сердце стремится к жизни.
Утверждая победную силу гуманности, Василий Барка писал о своих героях: «Они в жуткой поруганности были сердцем чистые, как цветы и солнце, несомненно лучше звезд небесных, как и все люди, хотя этого не знают. Как сам хлеб, ими натруженный и у них отнятый, были чистые, хотя смерть настала в самой грязной поверженности их».
Желтый князь Василия Барки: гуманистическая идея произведения