Женские образы в прозе И. С. Тургенева
Роман ы замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева — произведения очень разные и многогранные. В каждом из них — тонко развитые сюжетные линии, остро поставленные социальные проблемы, поэтичность в описании человеческих взаимоотношений и пейзажей. И еще одна особенность объединяет почти все романы Тургенева — его необыкновенные женские образы.
В каждой из тургеневских героинь видны мучительные поиски писателем женского идеала. Самоотверженность и скромность, бесстрашие, способность глубоко чувствовать и переживать — вот что, в первую очередь, было важно для писателя. И что особенно интересно, почти во всех романах героини смелее, решительнее и честнее героев.
Главное для тургеневской девушки — любовь. Любовью диктуются все ее поступки, но никогда никакая сила не может заставить ее преступить определенную черту нравственности. Героиня Тургенева может без особых размышлений совершить поступок, который очернит ее в глазах общества.
Но никогда она не сделает того, что безнравственно не по понятиям других, а по ее собственным.
Такова и главная героиня романа И. С. Тургенева «Накануне» Елена Стахова. Эта героиня заинтересовала меня больше всех тургеневских героинь, и о ней я хочу рассказать в своем сочинении.
С раннего детства Елена общалась с нищей девочкой Катей, жадно слушала ее рассказы о жизни «на этой Божьей воле», представляла себя с посохом в руках. Елена с юности «жаждала деятельности, деятельного добра; нищие, голодные, больные ее занимали, тревожили, мучили; она видела их во сне, расспрашивала о них у всех своих знакомых; милостыню она подавала заботливо, почти с волнением». Все животные и насекомые, нуждавшиеся в помощи, «находили в Елене покровительство и защиту: она сама кормила их, не гнушалась ими».
Елена выделялась в семье тем, что общалась с народом, а жалость к тому, кто слабее ее, она пронесла через всю свою жизнь, всегда помогала тем, чем могла.
«А годы шли да шли; быстро и неслышно, как подснежные воды, протекала молодость Елены в бездействии внешнем, во внутренней борьбе и тревоге. Ее постоянно что-то томило, порой она сама себя не понимала», иногда не могла осознать своих желаний и намерений. «Как она ни старалась не видать того, что в ней происходило, тоска взволнованной души сказывалась в самом ее наружном спокойствии, и родные ее часто были вправе пожимать плечами, удивляться и не понимать ее странностей». Елена была эмоциональной девушкой, в ней было нечто такое, что отталкивало от нее некоторых людей. Она максималистка, от людей требовала слишком многого, не делала снисхождения к человеческим слабостям. По словам ее отца, «она какая-то восторженная республиканка, Бог знает в кого!» «Все впечатления резко ложились в ее душу; не легко давалась ей жизнь».
Елена жила в семье родителей своей собственной жизнью, но жизнью одинокой. Отца и мать она давно «переросла на голову». Елена была сильным по характеру человеком, но только не могла найти применения своим силам и способностям в окружающем ее мире.
Однажды Берсенев рассказал ей о своем друге Инсарове и его судьбе. По словам Берсенева Елена представляла Дмитрия необычным человеком, но при встрече «он произвел на нее не то впечатление, которого ожидала она». Но все-таки она поняла, что он не похож на тех молодых мужчин, которые окружали ее. Инсаров поразил воображение Елены своими поступками. Она даже не могла найти объяснение тому, что испытывает к Дмитрию, но вскоре поняла, что полюбила его всей душой.
Девушка не предполагала, что ждет ее впереди, но готова была идти за своим возлюбленным всюду. «Знаю!» — коротко и просто отвечает Елена на все предостережения, которые ей высказывает Инсаров.
И он удивлен силой любви, удивлен по одной простой причине — он не понимает, что для Елены это естественно. Полюбив бедного чужестранца, она принимает на себя все его заботы, проявив главную сущность героинь Тургенева — подставить плечо, помочь, разделить трудности.
И Елена, оставив Дом, обеспеченную, спокойную жизнь, уезжает. Уезжает в чужой край, с человеком бедным, серьезно больным, проникнутым социально-пребразовательными идеями.
Инсаров помогает найти Елене то, что она не имела все эти годы, — цель жизни. Цель жизни Инсарова — борьба за освобождение родного болгарского народа — становится и ее целью. Но Дмитрий умирает, и Елена, перенеся непоправимое горе, остается на родине любимого.
Такой поступок героини подтверждает, что она действительно нашла в жизни цель и не изменит ей. Елена — самоотверженная женщина. Благодаря Инсарову она обретает большее, чем любовь, — она обретает веру в себя, веру в то, что сможет продолжить великое дело Дмитрия.
Пожалуй, в этом романе, в романе «Накануне» сконцентрированы все представления писателя об идеале женщины, сконцентрированы все качества русской женщины, которые породили фразеологизм «тургеневские девушки».
Женские образы в прозе И. С. Тургенева