• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Женские образы в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

 

Женские образы в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Произведения И. С. Тургенева — одни из самых лиричных и поэтичных произведений в русской литературе. Особенное очарование им придают женские образы. «Тургеневская женщина» — это какое-то особое измерение, некий идеал, воплощающий в себе красоту как внешнюю, так и внутреннюю. «Тургеневским женщинам» присущи и поэтичность, и цельность натуры, и невероятная сила духа. Таковы Елена , Наталья , Лиза . В романе «Отцы и дети» представлена целая галерея женских образов — от простой крестьянки Фенечки до великосветской дамы Анны Сергеевны Одинцовой. Мне хочется начать свое сочинение именно с рассказа о Фенечке, потому что из всех героинь романа она мне милее всех.

Первое же появление Фенечки оставляет в душе ощущение чего-то мягкого, теплого и очень естественного: «Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах». Надо отметить, что Фенечка появилась перед Аркадием и Базаровым не в первый день их приезда.

В тот день она сказалась больной, хотя, конечно, была здорова. Причина же очень проста: она страшно стеснялась. Двойственность ее положения очевидна: крестьянка, которой барин разрешил жить в доме, и сам же этого стеснялся.

Николай Петрович совершил поступок, казалось бы, благородный. Он поселил у себя женщину, родившую от него ребенка, то есть как бы признал определенные ее права и не скрывал, что Митя — его сын. Но вел он себя при этом так, что Фенечка не могла чувствовать себя свободно и справлялась со своим положением только благодаря природной естественности и достоинству.

Вот как Николай Петрович говорит о ней Аркадию: «Не называй ее, пожалуйста, громко… Ну да… она теперь живет у меня. Я поместил ее в доме… там были две небольшие комнатки. Впрочем, это все можно переменить». Про маленького сына он и вовсе не сказал — до того ему было неловко.

Но вот Фенечка появилась перед гостями: «Она опустила глаза и остановилась у стола, слегка опираясь на самые кончики пальцев. Казалось, ей и совестно было, что она пришла, и в то же время она как будто чувствовала, что имела право прийти». Мне кажется, что Тургенев сочувствует Фенечке и любуется ею. Он как будто хочет защитить ее и показать, что она в своем материнстве не только прекрасна, но еще и выше всяких толков и предрассудков: «И в самом деле, есть ли на свете что-нибудь пленительнее молодой красивой матери со здоровым ребенком на руках?» Базаров, живя у Кирсановых, с удовольствием общался только с Фенечкой: «Даже лицо его изменялось, когда он с ней разговаривал: оно принимало выражение ясное, почти доброе, и к обычной его небрежности примешивалась какая-то шутливая внимательность». Я думаю, дело тут не только в красоте Фенечки, а именно в ее естественности, отсутствии какого бы то ни было жеманства и попыток строить из себя барыню.

Образ Фенечки подобен нежному цветку, имеющему, однако, необычайно крепкие корни. Мне кажется, что из всех героинь романа она наиболее близка к «тургеневским женщинам». Прямой противоположностью Фенечки является Евдоксия, а точнее Авдотья, Никитична Кукшина. Образ достаточно проходной и, скорее, карикатурный, но не случайный. Вероятно, в середине XIX века эмансипированные женщины появлялись все чаще, и это явление не просто раздражало Тургенева, но вызывало у него жгучую ненависть.

Подтверждением тому является описание быта Кукшиной , а также ее внешности и манер («В маленькой и невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного; но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя. Невольно хотелось спросить у ней: «Что ты, голодна? Или скучаешь?

Или робеешь? Чего ты пружишься?»»). И чтобы подчеркнуть полную ее противоположность Фенечке, я приведу следующую цитату: «…что бы она ни делала, вам постоянно казалось, что именно это-то она и не хотела сделать; все у ней выходило, как дети говорят — нарочно, то есть не просто, не естественно»). Реакция Базарова на Кукшину тоже была совершенно иной, нежели на Фенечку: увидев ее, ой поморщился.

Околесица, которую несла Кукшина, вполне соответствовала ее внешнему облику и манерам. Пожалуй, встреча Базарова с Кукшиной знаменательна лишь тем, что в их разговоре впервые прозвучало имя Анны Сергеевны Одинцовой — женщины, которая впоследствии ввергла Базарова в пучину страстей и терзаний. Они встретились с Базаровым на балу у губернатора, и Одинцова сразу произвела на него неизгладимое впечатление: «Это что за фигура? — проговорил он. — На остальных баб не похожа».

Надо сказать, что в устах Базарова это высшая похвала. Каждый штрих в портрете Одинцовой указывает на то, что это дама из высшего общества: «достоинству осанки», спокойный взгляд, чуть заметная улыбка: «Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица». Спокойными были не только ее движения и взгляд. Когда Базаров с Аркадием приехали к ней в усадьбу, они увидели, насколько размеренной и однообразной была вся ее жизнь. Все здесь оказалось «поставлено на рельсы».

Комфорт и безмятежность составляли основу существования Одинцовой. Она достаточно перенесла в жизни и теперь как будто хотела только отдыхать от своего прошлого. Не раз в разговоре с Базаровым она называла себя старой. Когда я читала роман, то сначала думала, что она таким образом кокетничает — ведь ей всего 28 лет! Но потом я поняла: у этой молодой женщины душа старухи.

Иначе как объяснить ее стремление всеми силами заглушить в себе возникшую влюбленность, только чтобы она не помешала размеренному образу жизни. У Одинцовой сильный характер, и она даже в чем-то подавила свою младшую сестру Катю. Катя — славная девушка, и, хотя в первый момент она воспринимается как бледная тень Одинцовой, у нее все-таки тоже есть характер. Постепенно раскрывается ее индивидуальность, и становится ясно, что в союзе с Аркадием она будет главной. Мне трудно однозначно ответить на вопрос: как Тургенев относится к Одинцовой?

Может быть, мне мешает мое личное восприятие — Одинцова мне не очень симпатична. Но одно очевидно: Тургенев нигде не допускает иронии в отношении этой героини. Он считает ее достаточно умной женщиной , но я не думаю, что он сильно ею очарован. «Тургеневские женщины» — сильные женщины. Пожалуй, они гораздо сильнее духом окружающих их мужчин. Может быть, заслуга Одинцовой заключается в том, что она, сама того не желая, помогла Базарову сбросить маску, которая так мешала ему, и способствовала становлению личности этого незаурядного человека.

Кто же из этих женщин оказывается милее и ближе сердцу писателя? Конечно, Фенечка. Именно ее Тургенев одарил счастьем любви и материнства. А эмансипированные женщины, в их худших проявлениях, ему глубоко несимпатичны. Одинцова отталкивает своей холодностью и эгоизмом.

Тургеневский же идеал женщины заключается в умении любить и жертвовать собой ради любимого.



Женские образы в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Другие сочинения по теме:

  1. Женские образы в романе Тургенева «Отцы и дети», их роль в раскрытии содержания романа Нельзя представить себе историю русской литературы без имени Ивана Сергеевича Тургенева. Его литературное наследие довольно обширно: Тургенев писал стихи, прозу,...
  2. Женские образы в романах И. Тургенева «Отцы и дети» и И. Гончарова «Обломов» И Тургенев, и Гончаров стремились показать в своих романах разные образы русских женщин своего времени. В романе «Отцы и дети»...
  3. Сатирические образы в романе Тургенева «Отцы и дети» На протяжении веков литература, словно зеркало, отражала реальность мира, изобличала все ее ошибки. Литература возбуждала в людях презрение к порокам,...
  4. Образы «отцов» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» В своем романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев отобразил общественные процессы в России 59-60-х годы XIX столетия. В это...
  5. Второстепенные образы в романе Тургенева «Отцы и дети» В романе такими примазавшимися к нигилизму людьми являются молодой купчик Ситников, называющий себя учеником Базарова, и помещица Кукшина, твердящая об...
  6. Образы Аркадия и Базарова в романе И. Тургенева «Отцы и дети» После выхода в свет в 1862 году роман Тургенева «Отцы и дети» вызвал буквально шквал критических статей. Ни один из...
  7. Любовь в романе Тургенева «Отцы и дети» В романе описан конец пятидесятых годов девятнадцатого века. Это время конфликта между либеральной дворянской интеллигенции и разночинцами-нигилистами. Приближается шестьдесят первый...
  8. Испытание героя любовью в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» «Только любовью держится и движется жизнь». И. С. Тургенев И. С. Тургенев в своих произведениях подвергал героев двум проверкам: проверке...
  9. В чем смысл испытания Базарова любовью в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» был закончен в 1861 году. В этом произведении великий художник поднял глубокие политические,...
  10. Способы раскрытия образа Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» В романе «Отцы и дети» нашла отражение пореформенная эпоха русской жизни в середине XIX века. В это время в России...
  11. История княгини Р. в романе И. Тургенева «Отцы и дети» Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» чаще всего определяют как роман о конфликте дворян и разночинцев. И, конечно, сразу...
  12. Младшее поколение в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев повествует о конфликте двух поколений на примере семей Кирсановых и Базаровых. Ни...
  13. Роль пейзажа в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Реалистическое искусство всегда старается отражать действительно происходящие события и явления. Выбирая самые что ни на есть прозаические предметы, вещи, события,...
  14. Тема дворянской усадьбы в романе И. Тургенева «Отцы и дети» До революции большинство писателей и поэтов были представителями дворянства, так как дворянство являлось средоточием культурной и духовной жизни России. И...
  15. Столкновение теории с жизнью в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» был опубликован в 1862 году, а события, описанные в нем, относятся к 1859...
  16. Автор и его герой в романе Тургенева «Отцы и дети» В 1862 году Тургенев написал роман «Отцы и дети» , в центр которого поставил Базарова, представителя революционно-демократической молодежи, выразив свое...
  17. Проблема героя времени в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Русская литература XIX века оказала огромное влияние на общественную российскую жизнь, являясь практически единственной выразительницей ее социальных бед и чаяний....
  18. Любовь в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» — роман актуальный для своего времени. Он затрагивал вопросы, волновавшие русскую общественность в...
  19. Афоризмы в романе И. Тургенева «Отцы и дети» Половина стихов «Горя от ума» вошла в пословицы, как и предсказывал А. С. Пушкин. О баснях Крылова нечего и говорить....
  20. Роль второстепенных персонажей в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Роль второстепенных персонажей в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» многогранна. Система действующих лиц выстроена автором так, что отношения...
« Анализ рассказа Тэффи «Модный адвокат»
Педрада-тренінг »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения