«Живые мощи», анализ рассказа Тургенева
История создания
Рассказ Тургенева «Живые мощи» был напечатан в литературном сборнике «Складчина», составленном из трудов русских литераторов в пользу голодающих Самарской губернии, в 1774 г. У рассказа был подзаголовок — «Отрывок из «Записок охотника»».
Замысел рассказа относится к периоду до 1852 г., но он не вошел в первое издание «Записок охотника». В рассказе есть автобиографические черты. Действие происходит в Алексеевке, одном из имений матери Тургенева.
Прототипа героини рассказа Лукерьи звали Клавдией, с ней Тургенев встречался в первой половине 40-х гг. Другой прототип Лукерьи — калека Евпраксия, которая была красавицей, когда с ней был близок 17-летний Тургенев.
Литературное направление и жанр
Рассказ «Живые мощи» принадлежит к реалистическому направлению. В нем отразилась психология человека, переносящего страдания с терпением.
Проблематика
Проблема отношения человека к собственным страданиям и к страданиям других. Истоки силы и слабости человека, сочувствие и сострадание к ближним.
Основная проблема — долготерпение русского народа.
Сюжет и композиция
Эпиграфом к рассказу стала цитата из стихотворения Тютчева о том, что русскому народу свойственно долготерпенье.
Рассказ имеет рамку. Барин попадает на хутор случайно, из-за дождя, мешающего охоте. Большая часть рассказа — разговор с Лукерьей, в котором есть и ретроспекция о ее прошлом.
Конец — повествование о ее скорой смерти.
Герои
Лукерья — 29-летняя женщина, за 6 лет болезни превратившаяся из высокой, полной белокожей красавицы, хохотуньи, плясуньи и певуньи в мумию.
Лукерья принимает как должное все выпавшие на ее долю испытания. В ее голосе рассказчик не слышит жалоб. Лукерья в ее положении сочувствует другим людям, которым хуже, чем ей.
К таким она причисляет тех, у кого нет пристанища, кто не может видеть, слышать, говорить, распознавать запахов. Она радуется за своего бывшего жениха Василия Полякова, который, потужив, женился на Аграфене из Глинного, доброй женщине.
Лукерья благодарна тем добрым людям, которые за ней ходят, но не ждет помощи: «Кто кому помочь может? Кто ему в душу войдет? Сам себе человек помогай».
Рассказчика больше всего поражает, что Лукерью даже радует ее положение, потому что она лишена возможности грешить. Она чувствует себя причастной к жизни своего хутора, не оторванной от церкви . Лукерья также чувствует себя частью всей природы.
Положение Лукерьи делает ее подобной святым. К этой мысли отсылает название-оксюморон. Лукерья внешне похожа на умерших святых.
Как многие мученики, она терпит физические страдания, так что даже не всегда может спать. Ее жизнь — полноценная жизнь христианской души.
Она совсем не может читать, хотя и умеет, потому что не может удержать книгу, только молится.
Жизненная философия этой женщины состоит в том, чтобы никого не обременить. Даже свечку она не жжет, потому что жалко, даже Богу много не молится, чтобы не наскучить.
Лукерья чувствует свою пользу: она передает девочке-сиротке, которая ходит к ней, свое умение петь песни, а знает она их множество.
Единственное, о чем просит Лукерья — уговорить барыню уменьшить оброк для крестьян. Жалеет она только о косе, которую пришлось отрезать.
Восхищения рассказчика ее терпением она отвергает, вспоминая о подвигах Симеона Столпника, Иоанна Затворника и Жанны д’Арк .
Барин-рассказчик
Рассказчик называет Лукерью несчастным, полумертвым существом. Проникнувшись сочувствием к Лукерье, он хочет везти ее в больницу, потому что она там «будет не одна». Он старается «для ее же пользы», рассуждая так же, как доктор, который обследовал Лукерью и не велел ей противиться: «Я для вас же, дураков, стараюсь».
Постепенно ужас перед несчастным существом сменяется в рассказчике несказанной жалостью.
Единственное полезное дело, которое барин может сделать для Лукерьи, — достать ей лекарство от бессонницы.
Особенности стиля
Лукерья описана очень поэтично. То, что должно бы внушать страх и отвращение, красиво, почти божественно. Ее лицо окаменелое, голос поющей женщины бедный, колеблющийся, как струйка дыма.
Ее крохотные пальчики холодны, а темные веки, опушенные золотистыми ресницами, похожи на веки древних статуй. Во всем образе Лукерьи есть какое-то окаменение, окостенение, так что рядом с ней каменеет и рассказчик. Эта неподвижность контрастирует с движением жизни вокруг.
Особую смысловую и образную нагрузку несут сны Лукерьи. Первый сон, в котором она услышала призыв, стал причиной ее болезни. Последний ее сон, в котором Смерть предсказывает ей время ее кончины, сбывается.
Надо думать, что правдивы и остальные сны, в которых Иисус забирает ее в Царство Небесное и родители благодарят за молитвы.
«Живые мощи», анализ рассказа Тургенева