Жульен Сорель и Родион Раскольников: путь от наполеонизма до преступления
XIX столетие — время бушующих изменений, революций, переворотов и переломов в экономической, политической сферах жизни, переход к новым социальным формациям. Поэтому это еще и другая культура, сомнения относительно традиционных моральных ценностей, поиск Человеком Своего «Я» в жизни, конфликты личности с обществом. И вот два автора, которые жили и создавали в разных странах и в разные года (Ф. Стендаль выпустил свой роман 1830 г. во Франции, Ф. М. Достоевский написал «Преступление и наказание» в 1866 г.), воссоздают очень похожих героев, которые существуют в похожих обстоятельствах, перед ними возникают одинаковые проблемы, они исповедуют одинаковые идеи, имеют одинаковый характер, возраст, стремление и убеждение, даже внешностью поразительно похожи. Похожесть романов даже в тому что в обоих главных героев были реальные прототипы, о которых авторы узнали из газетных репортажей.
Жульен Сорель — сын плотника, умный, энергичный и одаренный юноша, который желает подняться социальными ступеньками, но происхождение делает его чужаком в высшем свете.
Родион Раскольников — человек, раздавленный бедностью, живет в жалком и убогом мире петербургских трущоб, он сочувствует людям, остро переживая несправедливое устройство мира.
Происхождение поставило героев на низкий социальный уровень, и их личные качества породили желание подняться. В первую очередь, юношей роднит ощущение своего преимущества, презрительное и нетерпимое отношения к несовершенству других. Они отнюдь не хотят быть «маленькими людьми», будучи уверенными, что созданы для больших дел! Вот почему именно Наполеон, как личность, очень занимал их, став олицетворением стремлений; достижимым, как им казалось, идеалом. Наполеон — это символ сильной личности, которой все разрешено. Гений, уверенный, что имеет право распоряжаться человеческими жизнями, который сам определяет, что является хорошим, а что плохим, и навязывает свою волю миллионам.
И Сорель, и Раскольников имеют все качества, чтобы своим кумиром сделать именно Наполеона: они оба неудержимо честолюбивы, мучительно самолюбивы и эгоистичны, напыщенны и горделивы, уверены в своей исключительности. Поэтому образ диктатора, который безразлично, спокойно и хладнокровно переступает через все и всех для достижения своей цели, импонирует их фанатизму. Они завидуют ему, человеку, который вышел из низов и достиг самой вершины, стараются подражать, руководствуясь не искренними чувствами, а выдуманными принципами.
Жульен понимает, что ради социального успеха, престижа, славы, необходимо приспосабливаться, быть холодным циником. Он стремится к успеху! Для этого готов быть жестоким, притворяться, лицемерить, переступать через свою порядочность, честность, чувствительность, пылкое и горячее сердце, через чувство к любимым.
Счастье для него — это реализация честолюбивых планов, ведь он один против всего мира. Но путь вверх, что проходит Жульен Сорель — это путь потери им самого себя. Внутренний конфликт толкает юношу к мести и преступлению. Потрясение и раскаяние после попытки убийства, возмутило всю его жизнь, заставило переосмыслить все бывшие ценности и взгляды. В конце концов, он понимает, что был счастливым лишь тогда, когда любил мадам де Реналь, оставаясь самым собой.
Родион Раскольников настойчиво ищет ответ — как же осчастливить все человечество и решить проблемы близких людей? И приходит к осознанию своего бессилия перед всемирным злом. Вот если бы можно было управлять людьми, сделать мир лучше! А ради этого можно оправдать хоть какое злодейство, ведь все «великие» люди были вместе с тем и большими ворами, которые не учитывали жизнь миллионов людей.
И Раскольников начинает строить теорию о том, что люди делятся на две категории: первая — большинство, которое не совершает сопротивления, а покорно принимает судьбу, и меньшинства, которое родилось владычествовать.
И эти последние, конечно, могут попирать любые моральные нормы, так как им, гениям, «все разрешено», якобы развитие общества все оправдывает.
А здесь и возможность: одна, никому не нужная жизнь старой ростовщицы — и многие люди заживут обеспечено и счастливо. Поскольку эта старуха — всего лишь препятствие. Поступки этих молодых людей отрицают все моральные нормы, разрушают их жизни и жизни любящих их людей. Оба они убедились в бесполезности и никчемности выбранного идеала. Трагедия приводит их к переоценке своих ценностей. Спасает их лишь любовь. Сорелю жизнь без любимой кажется бесцельным, ненужным. Он признает себя виновным, отказывается от помощи и гибнет.
Любовь Сони помогает Родиону понять ценность жизни, он сознается в совершенном преступлении и идет на каторгу. Оба переживают катарсис и покаяние и приходят к признанию этического закона как общеобязательного.
Жульен Сорель и Родион Раскольников: путь от наполеонизма до преступления