«Зимняя дорога» анализ стихотворения Пушкина
Александру Сергеевичу Пушкину всегда хорошо удавалось выражать свое настроение через картины природы. Ярким примером тому служит стихотворение «Зимняя дорога» , написанное в декабре 1826 года. Прошел всего лишь год после восстания декабристов, среди которых было много друзей поэта. Одни уже казнены, другие сосланы в Сибирь.
Сам Пушкин отбывал ссылку в Михайловском, поэтому его настроение оставалось подавленным.
Уже с первых строк произведения читателю становится ясно, что автор переживает не лучшие минуты в своей судьбе. Жизнь представляется герою унылой и беспросветной, как и одинокие поляны в холодном свете луны, через которые едет карета, запряженная тройкой лошадей. Путь страннику кажется долгим и скучным, а монотонный звук колокольчика — утомительным.
Мрачный пейзаж гармонирует с чувствами поэта.
В «Зимней дороге» звучат традиционные философские нотки, характерные для пушкинской лирики. Настроение героя легко сопоставимо с настроением самого Александра Сергеевича. Поэтический образ «верст полосатых» — Символ переменчивой судьбы человека, а путь героя произведения, как и путь самого поэта, совсем не легок.
Природа спит непробудным сном, везде царит зловещая тишина. За много верст вокруг нет ни домов, ни огней. Но, несмотря на меланхоличный тон стихотворения, в нем все-таки прослеживается надежда на лучшее. Герой мечтает о том, как вскоре будет сидеть у камина с любимой женщиной.
Это придает ему силы и желание продолжать свое унылое путешествие.
Характерную для Романтизма тему пути Пушкин трактует здесь совершенно в другом ключе. Обычно дорога Символизирует свободу, герой вырывается на природу из тесного и душного помещения. В «Зимней дороге» все происходит наоборот.
Природа враждебна герою, поэтому он спешит домой.
Произведение написано Четырехстопным хореем. Оно представляет собой описание природы с элементами авторских размышлений и относится к жанру элегии. Композиция стихотворения — кольцевая.
В первом четверостишии читатель погружается в зимний пейзаж, а последняя строфа вновь возвращает его в царство зимы.
Свое грустное и унылое настроение автор раскрывает с помощью эпитетов: «печальные», «однозвучный», «скучный». Усиливает впечатление инверсия: «по дороге скучной», «колокольчик однозвучный», «тройка борзая», «стрелка часовая». Повторяющиеся несколько раз однокоренные слова характеризуют настроение автора и бесконечно длинную зимнюю дорогу, подчеркивая ее однообразие: «печальные», «печально», «скучной», «скучно», «скучен».
В третьем четверостишии присутствуют эпитеты, выражающие отношение Александра Пушкина к русской песне. В двух соседних строках читатель встречает противоположные понятия тоски и удалого веселья, которые помогают автору намекнуть на противоречивость характера русского человека: «то разгулье удалое, то сердечная тоска».
В четвертой строфе мы словно слышим топот конских копыт. Такое впечатление создается за счет повторения согласных «п» и «т». В пятом четверостишии Пушкин использует аллитерацию со звуком «з», который встречается в пяти словах из одиннадцати. В этой части стихотворения в двух строках подряд повторяется слово «завтра», усиливая чувство ожидания встречи с любимой.
В шестой строфе часто повторяются звуки «ч», «с», характерные для тиканья часов.
Завершающая седьмая строфа повторяет мотив пятой, но уже в иной интерпретации. Слово «путь» употреблено здесь в переносном смысле. Звуки «н», «л» в сочетании с ударным «у» вновь создают ощущение грусти, тоски и бесконечно длинной дороги.
Большинство глаголов в «Зимней дороге» раскрывают душевные переживания лирического героя. Особую мистичность и таинственность пейзажу придают олицетворения: луна «пробирается» сквозь туман, печально льет свет, лунный лик «отуманен».
Стихотворение «Зимняя дорога» впервые было опубликовано в 1828 году в журнале «Московский вестник». Его музыкальность и стилистическая красота и по сей день привлекают внимание композиторов. Более пятидесяти авторов написали музыку к «Зимней дороге».
Песни о ямщике и борзой тройке снискали огромную популярность, многие из них уже давно стали народными.
«Зимняя дорога» анализ стихотворения Пушкина