Значение символов в пьесах Макса Фриша
Тема пьесы «Санта Крус» является сквозной в творчестве Фриша. Это — несоответствие всего уклада и норм современной жизни внутренним возможностям человека. Персонажи пьесы — хозяин замка Барон и его жена Эльвира — ведут существование, которое воспринимается ими как бремя. Тем не менее, они не могут отказаться от него, изменить его, ведь это противоречит их представлениям об обязанности. Барон — «человек порядка». «Порядок прежде всего» — его любимая фраза. Тоска за другим миром настолько велика, что приводит к своеобразному раздвоению личности. Этому обывательскому миру противостоит Пелегрин, пират и подзаборник. Ему завидуют понурые жители замка. Пелегрин живет в мире свободы и экзотики — на Кубе и в Мексике, живет ярко, постоянно рискуя. Он чрезвычайно «живой» человек, который хочет видеть вокруг себя таких же самых «живых людей».
Когда-то, семнадцать лет тому назад, в порту Санта Крус, он полюбил и обольстил юную Эльвиру, которая была помолвлена с Бароном.
Внезапно узнав теперь, что она является повелительницей здешнего замка и имеет дочь, которая не очень похожа на барона, Пелегрин решает увидеться с ней. Воспользовавшись ненастьем, он проник в замок, в который никого не впускают, «разве что арендаторов по праздникам, когда те появляются со своими подношениями». Он привносит в рутину замка свежую струя, романтический мир приключений и опасностей. Пелегрин «сидит на столе со своей гитарой и рассказывает всякие истории о племенах, которые ходят голыми, никогда не видели снега и не знают ни страха, ни забот, ни зубной боли… Говорит, есть такие. И еще есть горы, которые плюют в небо серой, дымом и раскаленными камнями. Он сам это видел. А еще есть рыбы, которые могут летать… а еще, говорит, солнце, если смотреть на него с морского дна сквозь воду, кажется блестящими обломками зеленого стекла».
В конце пьесы Пелегрин умирает. Эльвира же сознает, что они все эти 17 лет играли с мужем «маленькую комедию» («они не знают, о чем говорить, — так долго уже длится их брак»), «Мы могли любить друг друга, — говорит она, — теперь я вижу — жизнь совсем не такая, любовь больше, чем я думала, верность — глубже, ей незачем бояться наших снов, нам не нужно прятать печаль, не нужно врать». Итак, «опасная, «страшная» жизнь противопоставляется пасмурному, будничному существованию, которое сковывает человека, лишает его свободы. Этот конфликт был особенно актуальным для европейской жизни середины 1940-х годов. Как отмечает Б. Лембрикова, «весь опыт тех лет говорил, что действительность предоставляет человеку лишь две возможности: понурое бытие или авантюру войны. «Война как единственное приключение нашего столетия» — такой исторический фон, на котором разворачивается драма жителей условного замка. А разве не использовали этот самый беспринципный военный авантюризм фашисты для обработки умов подрастающего поколения, втянутого ими в тягчайшие преступления против человечества». Пьеса Фриша наполнена символикой.
Символичным является образ замка, который своей недоступностью напоминает замок из романа Ф. Кафки, а также указывает на оторванность его жителей от настоящей жизни. Символическими являются противопоставления холодной погоды вокруг пасмурного замка (семь дней подряд идет снег) и жары в краях, в которых жил Пелегрин, где нет зимы. Символической является и последняя условная сцена смерти Пелегрина. Его окружает десять фигур, которые символизируют как его прошлое (мать, которая умерла, дав ему жизнь, женщины, которых он встречал и любил), так и будущее (последняя фигура говорит: «Я твоя плоть, твой ребенок, Виола, которой судилось все узнать снова и все снова начать»).
Макс Фриш — автор драм «Санта Крус» (1944), «И вот они поют» (1945), «Китайская стена» (1946), «Граф Эдерланд» (1951), «Дон Жуан, или Любовь к геометрии» (1953), «Бидерман и поджигатели» (1958), «Андорра» (1961), «Биография» (1968). Некоторые из них («И вот они поют», «Бидерман и поджигатели», «Андорра») посвящены проблемам фашизма, развенчиванию принципов приспособленчества, другие же («Китайская стена», «Граф Эдерланд», «Дон Жуан, или Любовь к геометрии») уделяют внимание личности, которая становится «антигероем», беспомощным перед требованиями времени и общества. Фриш полюбил театр с самого детства. С юмором он вспоминал, как в 16-летнем возрасте прислал свою пьесу в Берлин выдающемуся режиссеру Максу Рейнгардту. По-настоящему его драматургическая деятельность началась с 1944 года, когда он написал «пьесу-романс» «Санта Крус». В 1946 году она была поставлена в Цюрихе
Значение символов в пьесах Макса Фриша