Знакомство Паратова и Карандышева
Драма «Бесприданница» стала одной из вершин драматургии Островского. По степени драматизма и глубине психологизма, по характеру конфликта ее сравнивают с «Грозой». Такое сопоставление дает возможность ощутить новые грани дарования автора, развитие его художественного таланта. Каждый персонаж «Бесприданницы» раскрыт с предельной достоверностью и убедительностью.
Юлий Капитоныч Карандышев и Сергей Сергеич Паратов, по сути, являются представителями разных сословий. Карандышев — небогатый чиновник, не имеющий возможности похвастать ни тугим кошельком, ни блестящей родословной. Паратов же — барин из судовладельцев. Он — богатый человек, живущий ради наживы.
Его главной целью является получение прибыли. Для этого Паратов продает свои баржи и готов продать все, что угодно, вплоть до самого себя: «Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно. А теперь, господа, у меня другие дела и другие расчеты. Я женюсь на девушке, очень богатой, беру в приданое золотые прииски».
Казалось бы, между этими персонажами конфликт предопределен уже изначально. И он в самом деле состоялся. В сцене знакомства Паратова и Карандышева впервые сталкиваются два, так не похожих друг на друга в социальном плане, характера. Но Островский вдруг выводит столкновение этих героев на уровень психологического конфликта.
Паратов, узнав, что Лариса выходит замуж, приезжает к Огудаловым. У него одна цель — «поглядеть на нее», потому что ему стало «любопытно, очень любопытно». Участь Ларисы вряд ли по-настоящему волнует Паратова. Сергей Сергеич приехал посмотреть на того, кто претендует на его «собственность».
Ведь Лариса для этого героя — лишь еще одно выгодное приобретение. Вообще, «базарная» тема, тема купли-продажи выходит в «Бесприданнице» на первый план. Купцы в пьесе совсем не похожи на тех, с которыми читатель познакомился в «Грозе». В них нет и следа той патриархальной дикости, домостроевской заскорузлости. Это дельцы нового времени, герои «бюджета», приобретшие внешний лоск просвещенности.
Владельцы торговых фирм, а не лавок, они носят дорогие европейские костюмы, живут уже не байками Феклуши, а последними новостями парижских газет. Психологию этих «новых» героев определяет бессовестный цинизм, холодная расчетливость, нагло идущая в наступление, уверенная в неотразимости доводов банкнот и чековых книжек. Паратов, хоть и не купец, а блестящий барин, в своих нравственных понятиях такой же делец новой формации, как Кнуров и Вожеватов. «Купить можно все и вся!» — вот основной постулат в жизни этих персонажей. Исходя из этого, люди для них являются также лишь товаром. Вожеватов вообще бесстыдно заявляет, что такой «товар», как Лариса, ему не по зубам.
Отношение к Ларисе как к товару определяет все поведение Паратова в сцене его знакомства с Карандышевым. Естественно, с его стороны не может быть и речи об уважении к выбору Огудаловой или хотя бы о рамках приличия. Весь эпизод напоминает собой сцену торга. С первой же фразы Сергей Сергеич выясняет условия сделки и спрашивает у Карандышева: «Вы не ревнивы?» Главное желание Паратова в сцене — унизить противника, чтобы сбить цену. Поэтому, когда Карандышев пытается записать себя и Паратова в один лагерь: «…мы считаем их…мы, то есть образованные люди…» — Сергей Сергеич указывает на то, что они люди разного полета.
Паратов ведет себя как абсолютный хозяин не только положения, но и всех людей, находящихся рядом. В роли властителя он позволяет себе играть ими: «…ваш жених цел останется; я только поучу его. У меня правило: никому ничего не прощать; а то страх забудут, забываться начнут». Карандышева принуждают извиниться, но он этого не делает.
За него извиняется мать Ларисы, Харита Игнатьевна Огудалова. Но Юлий Капитоныч как будто не чувствует себя обиженным или оскорбленным. Он, как собака, готов вилять хвостом перед Паратовым. И вместо того, чтобы вступиться за честь свою и своей невесты, он в самой подобострастной манере просит Паратова «откушать» у него сегодня. Карандышев — своеобразная карикатура на Паратова.
Сергей Сергеич называет Карандышева «гусем лапчатым»: «Топорщился тоже, как и человек, петушиться тоже вздумал». Он не считает Юлия Капитоныча за человека, презирает его за низость, подхалимство и продажность. Но и Сергей Сергеич ничем не отличается от Карандышева: он сам собрался продать себя за золотые прииски. Средством психологических характеристик в эпизоде, да и во всей пьесе, оказываются поступки героев и их бытовой диалог. Внутреннего развития героев не происходит, ни один из персонажей не изменяется в процессе драматического действия.
По мере развития пьесы образы постепенно раскрываются перед читателями. Знакомство Карандышева с Паратовым в некоторой степени приближает трагический финал пьесы. В торге за Ларису Паратов — самый жестокий и бесчестный участник. Ничто не может остановить его на пути к достижению желаемого, поэтому Карандышеву с ним не справиться. И Юлий Капитоныч не может этого не понимать.
В борьбе с более сильным противником у него нет никаких преимуществ. Поэтому Юлий Капитоныч выбирает самый страшный путь — он уничтожает предмет спора, Ларису Огудалову.
Знакомство Паратова и Карандышева