«Золотой жук», художественный анализ новеллы Эдгара Аллана По
Одно из самых популярных и читаемых еще при жизни автора произведений Эдгара По было создано в два этапа: реалистические подробности в описании места действия «Золотого жука» были взяты из воспоминаний о военной службе писателя в форте Моултри в 1820-х годах; сама новелла была написана в июне 1843 года в качестве конкурсного произведения, получившего главный приз в 100 долларов в газете «Philadelphia Dollar Newspaper».
По своему жанру «Золотой жук» относится скорее к новелле, чем к рассказу, так как в основу его положено неординарное событие — поиск пиратского клада, зарытого капитаном Киддом на острове Сэлливан, в Южной Каролине. Повествование ведется от лица автора-рассказчика — друга главного героя, обнищавшего богача Вильяма Леграна. Нейтральный тон и равномерное, лишенное резких толчков развитие действия периодически сбивается на попытку психологического анализа и описания необычных для рядовой жизни середины XIX века предметов и событий , но и то, и другое при ближайшем рассмотрении оказывается совершенно естественным и логически обоснованным ходом развития сюжета.
Действие новеллы разворачивается в двух временных отрезках: много лет назад, холодным вечером октября 18… года, когда автор приходит в гости к Леграну и узнает о находке золотого жука, и спустя месяц, когда Легран просит автора о помощи в поиске уготованного ему судьбой сокровища. Первоначальное впечатление от новеллы как от произведения, рассказывающего историю частного безумия, неожиданно сменяется приключенческой составляющей, когда автор поддается общей увлеченности в поиске сокровищ, и выходит на новый, детективный уровень в тот момент, когда Легран начинает объяснять автору логическую цепочку своих размышлений, приведшую его к сундуку с золотом. С детективным жанром «Золотого жука» роднит только общая идея раскрытия правды в финале истории.
Собственно же детективом новелла не является, так как в ней нет ни факта преступления, ни разбросанных по ходу повествования зацепок. Первая часть произведения показывает происходящее в настоящем времени глазами автора, вторая часть объясняет логическую подоплеку и видение уже прошедших событий их двигателем — Вильямом Леграном. Сам Эдгар По называл «Золотой жук» «логической новеллой».
Термин «детективный жанр» сформировался позднее и стал более узким понятием по отношению к ней.
Основные герои произведения — они же единственные видимые читателем: автор-рассказчик , выходец из старинной гугенотской семьи — Вильям Легран и его слуга — негр Юпитер. Второстепенные персонажи появляются на страницах новеллы только в словесном рассказе Вильяма Леграна. Они выполняют в произведении ту же функцию, что и лабрадор последнего — сдвигают с мертвой точки зашедший в тупик сюжет: если бы не лейтенант, Легран не стал бы рисовать для автора найденное насекомое и не обнаружил бы пиратскую карту; если бы не указания старушки, он никогда бы не нашел место, откуда можно начать поиск клада; если бы не лабрадор, возможно, герои отчаялись бы продолжить дальнейшие раскопки и ничего не нашли.
Наибольший интерес в «Золотом жуке» представляет художественный образ Вильяма Леграна, который, в глазах автора, проходит путь от восторженного безумца до тонкого аналитика, владеющего системой как математических расчетов , так и лингвистического анализа . Помимо точных дисциплин в арсенале героя есть еще и психологические инструменты, позволяющие проникнуть в суть пиратского замысла по составлению карты.
Золотой жук, давший свое название новелле, выполняет в произведении скорее символическую, чем практическую функцию: он является предвестником найденного пиратского клада . Внешний вид выдуманного золотого жука был сложен автором из двух реальных насекомых, обитающих в месте действия новеллы: золотистое тело он получил от жука Усача или Дровосека , а темные пятна — от Щелкуна . Мистическими свойствами золотого жука наделил недалекий, суеверный негр Юпитер, выполняющий в новелле как роль реального помощника , так и путаника, мешающего своему хозяину заниматься поиском сокровищ .
Дополнительный мистицизм вносит в новеллу и сам Вильям Легран, когда решает подшутить над автором и начинает поиск клада с классического для всех шарлатанов действия — верчения предмета на шнурке.
«Золотой жук», художественный анализ новеллы Эдгара Аллана По