«Золотые зерна народной мудрости»
Программа литературного образования под редакцией Г. И. Беленького включает в себя много фольклорных произведений, рекомендованных для изучения на уроке и для внеклассного чтения. Обширный материал дает возможность не только познакомить детей с корнями национального искусства, но и раскрыть духовную близость народов мира, мудрость и эстетическое совершенство устного народного творчества.
Для урока нам потребуются: раздаточный материал; иллюстрации к сказкам, выполненные учащимися 5го класса для выставки; магнитофон, диск с записями народной музыки; листочки для ответов; письменные принадлежности для каждой группы; декорации, костюмы для инсценирования сказок; куклы народного театра; жетоны разного цвета для оценивания ответов команд. Класс в начале урока разбивается на три группы; группа работает с одним из вариантов каждого задания.
I этап урока — теоретический
Задание 1
1. Продолжите фразу: «Народная сказка — это…» .
2. Постройте схему «Виды народных сказок».
3. Перечислите элементы сказки.
Задание 2
Узнайте название жанра устного народного творчества по определению.
1. Шуточная сказка или рассказ комического содержания о неправдоподобных событиях, изображение невозможного в жизни как возможного.
2. Поэтическое замысловатое описание какоголибо предмета или явления, сделанное с целью испытания сообразительности человека.
3. Краткое мудрое народное изречение, содержащее поучительный смысл, которое является всегда законченным предложением, суждением.
II этап урока — практический
Задание 1
Отгадайте загадки.
1. Четыре брата друг за другом бегут, никак не догонят.
2. Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала.
3. Кругла, а не солнце, желта, а не масло, с хвостиком, а не мышь.
4. Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу, в дупле на старом дубе орешки я грызу.
5. Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу, когда спать, когда вставать, когда работу начинать.
6. Через речку лег, пробежать помог.
7. Хвост на дворе, нос в конуре, нос повернется, Дом отопрется.
8. Зубастый зверек грызет с визгом дубок.
9. Старик у ворот тепло уволок, сам не бежит и стоять не велит.
Задание 2
Продолжите пословицы.
1. Кончил дело — .
Береги платье снову, .
Гром не грянет — .
2. Что посеешь — .
Не зная броду — .
Глаза боятся — .
3. Без труда .
На зеркало неча пенять, .
Жизнь прожить — .
Задание 3
Узнайте героя и сказку.
1. «Выскочил , размахнулся дубинкой железной — три головы, как кочаны, снес; размахнулся еще разок, еще три сшиб. Головы отрезал, под мост положил, туловище в реку столкнул. Пошел в избушку да и спать лег».
2. «Поутру зовет деток — детки нейдут. Зачуяло ее сердце, встрепенулась она и полетела на княжий двор».
3. «»Знаю я, где твоя жена. Она у Кощея Бессмертного». И рассказала ему, как убить Кощея».
III этап урока — практический
1. Сочините сказку: «В некотором царстве, в некотором государстве…»
2. Сочините небылицу в стихотворной форме.
3. Составьте диалог для кукольного народного театра.
Завершается урок инсценировкой фрагмента сказки или пьесы «Петрушка Уксусов», подготовленной заранее .
«Золотые зерна народной мудрости»