«1984», художественный анализ романа Джорджа Оруэлла
Замысел романа «1984» пришел к Джорджу Оруэллу в 1943-м году. Знакомство с антиутопией Евгения Замятина «Мы», идеи, намеченные в собственной повести «Скотный двор», и исторические события, произошедшие в Европе и СССР в первой половине XX века, легли в основу одного из самых известных произведений английского писателя. Рабочее название романа «Последний человек в Европе» было изменено по просьбе издателя Фредерика Варбурга.
Существует версия, что «1984» год был выбран Оруэллом путем перестановки двух последних цифр года, в который создавался роман .
Классическая Антиутопия рассказывает о политическом и общественном устройстве, сложившемся на Земле к концу XX века. Третья Мировая война, пришедшаяся на середину столетия, разделила мир на три государства — Океанию , Евразию и Остазию . Каждое из государств обладает одинаковым военным потенциалом и социальным устройством, корни которого идут из далекого прошлого, навсегда установившего для человечества единственно возможную иерархию из Высших , Средних и Низших слоев общества.
Место действия романа — Океания, Первая Военно-Воздушная Зона , Лондон и его окрестности. Главный герой произведения — ничем не примечательный сотрудник Министерства Правды, тридцатидевятилетний Уинстон Смит — показывается преимущественно в одних и тех же местах: на работе и в квартире , в лесу, за пределами Лондона, и в лавке старьевщика Чаррингтона , в Министерстве Любви и кафе «Под каштаном» . Подчиненность героя системе видна уже на уровне хронотопа: даже дома он не может чувствовать себя в безопасности, так как установленный в квартире монитор позволяет сотрудникам Полиции мыслей следить за всеми его действиями.
Контроль за человеком осуществляется и в отношении его жестов и мимики: стоящий спиной к монитору Уинстон старается держаться прямо, чтобы не выдать своих истинных чувств.
Единственное место, в котором Уинстон Смит чувствует себя собой, — это его сознание, противящееся социальным установкам общества, построенного на принципах ненависти , лжи , сдерживании роста благосостояния человечества , искоренении индивидуальных чувств и упрощении языка, необходимого для снижения уровня мыслительной деятельности отдельно взятой личности.
Внутренний протест Уинстона Смита начинается с мыслепреступления — осознания героем своей ненависти по отношению к Партии. Понимание того, что он уже покойник, постепенно раскрепощает персонажа, позволяя ему совершать внешние преступные действия, вроде бы не попадающие под запрет, но влекущие за собой серьезные наказания . Ведение дневника, разговоры с пролами с целью выяснить правду о прошлом, покупка стеклянного пресс-папье, поддержание интимной связи с женщиной из Партии, снятие комнаты в лавке старьевщика, вступление в Братство, чтение «Книги» Эммануэля Гольдштейна приводит Уинстона Смита к истине.
Последнее становится самым страшным из его преступления, так как нарушает целостность государственной системы, которая не может позволить себе отступников.
Член Внутренней Партии О’Браейн, которого Смит поначалу принимает за своего , во время пыток объясняет герою, что главная цель государства — власть не только над материальной действительностью , но и сознанием и чувствами своих подчиненных. Новому тоталитарному государству недостаточно физической смерти еретиков, ему нужно полное исправление инакомыслящих. Власть, не терпящая ни малейшего сопротивления, не может смириться даже с ежесекундной свободой человека, расстающегося с жизнью.
Идеальное общество Океании в романе напоминает собой восприятие западным человеком жизни в СССР, протекающей в разваливающихся домах, наполненных запахами кислой капусты, но при этом рисующейся государством исключительно в радужных красках. Передающиеся по монитору цифры, касающиеся перевыполнения Трехлетних Планов , не соответствуют действительности: в стране ощущается постоянная нехватка шнурков, лезвий и других жизненно необходимых бытовых предметов. Настоящие продукты доступны только членам Внутренней Партии .
Члены Внешней Партии могут получить их от подворовывающих официантов. Пролам не доступно и это, но они по-своему счастливы, так как их жизнь протекает вне политических правил — им не запрещают ни мыслить, ни заводить интимные связи. Рабочий класс, по мнению, правящей верхушки Океании, мало чем отличим от животных, поэтому он может жить, как хочет.
Художественный образ Джулии — двадцатишестилетней темноволосой девушки из Литературного отдела — воплощает в себе идею подавленной сексуальности. Первое впечатление, которое она вызывает у Уинстона, — ненависть — быстро сменяется животной страстью, а затем любовью. Джулия, как и Смит, протестует против Партии, но только в той мере, которая ограничивает ее внутренние аппетиты.
Полиция мыслей начинает интересоваться героиней не раньше, чем она влюбляется. Многочисленные сексуальные связи Джулии Партию не интересуют точно так же, как и поход ее членов к проституткам.
Важную роль в подчинении человека государственной машине в мире Океании играет язык. Новоязу посвящено множество страниц романа и завершающее его «Приложение». Упрощение языка путем изменения лексических значений слов, сложений основ, добавления к любому слову — «не» для отрицания или «плюс» и «плюс-плюс» для передачи сравнительных степеней, позволяет упростить и мыслительный процесс, представляющий собой самую главную опасность для государства, чья действительность находится «внутри черепа».
«1984», художественный анализ романа Джорджа Оруэлла