К идее написания величайшего произведения своей жизни — романа-эпопеи «Война и мир» Л. М. Толстой пришел не сразу, а от повести «Декабристы», где рассказывалось о событиях 1856 года, т. е. об эпохе возвращения из Сибири героя произведения. Постепенно личность декабриста в воображении писателя отодвигалась на второй план, а на первое место выступала сама эпоха, которая предшествовала 1812 году. По мере того, как работа над романом двигалась вперед, он становился величественной эпопеей народных побед и славы, не потеряв и рис семейной хроники. Изучая события тех времен, Толстой понял, которыми были ведущие движущие силы в героических событиях этого прославленного людьми и событиями времени. Огромная художественная искренность Толстого вела его к тому творческому озарению, которое открыло ему истинную правду жизни и истории. В романе «Война и мир» главнейшим: героем выступил русский народ, который защищал родную землю от вторжения никем еще не побежденного, увенчанного лаврами Наполеона и его армии. С правдивостью историка Л. М. Толстой показал, что отечественная война 1812 года была войной справедливой.
Как показано в романе, партизанское движение во время войны началось, после увлечения врагом Смоленска. Враг приближался все ближе и ближе к Москве, а сопротивление народа все расширялось и становилось крепче. Бородино, Москва — вокруг них партизанское движение сконцентрировалось, а потом возвратил вдогонку вражескому войску, которое позорно убегало из России. Обороняясь, россияне подняли «дубинку народной войны, которая наказывала французов до тех пор, пока нашествие не будет прекращено. Скрытое прежде чувство патриотизма поднялось во всех слоях русского общества, так как ненависть к врагу в одинаковой мере ощущали и купец Ферапонтов, и князь Андрей Волконский, который раньше склонял главу перед военным гением Наполеона, и простая русская женщина Василиса, и те титулованные семьи, которые отдавали всех коней, подводы, чтобы спасти раненных защитников Отчизны. Гражданская позиция писателя оказалась в изображении массового героизма россиян в час трудных испытаний. «Поднимается новая, не известная никому сила — народ, и нашествие гибнет». Духовная сила, которую проявил русский народ в отечественной войне 1812 года, — это та самая сила, которая воплотилась и в деятельности Кутузова как талантливого русского полководца, и в общественной деятельности аристократа Волконского, и в жизненных перипетиях Пьера Безухова, и в поступках и стремлениях Наташи Ростовой. И вот здесь вдохновляющая «народная мысль» сыграет для автора огромную роль, так как она более сильная в отдельных характерах и отдельных судьбах героев произведения.
1812 год — это настоящий, взлет таланта Кутузова-полководца. Он не любит громких фраз, но, посылая Багратиона задержать французов, говорит: «Благословляю тебя на большой подвиг!» Это он приказывает оставить Москву, уверяя всех, что принудит французов поверить в силу русского оружия. Во всех своих действиях именно он наиболее полно отображает волю и дух родного народа. Именно такой был человек, который «…против воли государя и согласно воле народа… был избран (в самые небезопасные для России дни) главнокомандующим…»
Изображение Бородинского боя — кульминация всего произведения. Бородино — решающий момент в жизни главных героев романа — Андрея Волконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой, всей семьи Ростовых. Толстой показывает тот подъем патриотизма, который ощущался накануне боя, передает те чувства, которые переполняли каждого русского солдата. Не имеет мысли о поражении и главнокомандующий армией Кутузов. Итак, Бородинский бой был не только торжеством русской военной славы, но и моральной победой всего народа. Армия Наполеона понесла поражение, солдаты и офицеры потеряли веру в победу, и каждый «желал только одного — отдаться в плен, избегнуть ужасов и неурядиц». Такой внутренний залог был невозможен для русских солдат и офицеров, настоящих защитников отчизны. Именно в романе «Война и мир» в полной мере выявилась народность художественного гения Толстого. Она воплотилась в широте и эпичности сказа, во внутреннем патриотичном пафосе произведения, в утверждении места народа как решающей исторической движущей силы.