Психологический анализ или как провести занятие интересно

Для человека, который общается примитивно, собеседник не партнер, а предмет, иногда такой, что мешает. Это — особенности примитивного уровня. Если учитель опускается на этот уровень диалога, он возникает перед учениками как не тонкий, неотзывчивый, малокультурный и бездуховный человек.

Манипуляционный уровень тоже неприемлем для учителя. При нем партнеры являются соперниками в игре, которую во чтобы то ни стало нужно выиграть. В фазе направленности на партнера манипулятор заранее готовится к покорению собеседника, к приспособлению к нему «сверху». Учитель-Манипулятор имеет менторский тон, пренебрежение к другим, он навязывает собственную мысль классу и вызывает сопротивление, которое подавляет сверху, с позиции своего положения.

Для него каждый урок — это бой, который он должен выиграть. Духовные ценности, которые он, может, искренне хочет в этом бою передать, теряются, ведь передать дух бездуховным путем невозможно.

Стандартизированный уровень предусматривает общение, основанное на определенных стандартах, а не на взаимном охвате партнерами актуальных ролей друг друга и постепенном развертывании каждым из них своего «ролевого веяла». Другим названием этой формы общения может быть «контакт масок». А. Добрович иронически спрашивает: «Как найти способ общаться не общаясь?» — и отвечает: — «Такой способ есть: нужно одеть маску».

Учитель, который стремится не к плодотворному общению с юным человеком, а к сохранению своего имиджа, стоит преимущественно на этом уровне: его волнует, отвечает ли он принятым стандартам внешнего вида, тона, манер. Субъект беспокоится, «не видно ли партнеру чего-то еще, кроме моей маски . К этому сведено восприятие себя глазами другого.

Лишне говорить, что при таком настроении субъект ни партнера, ни себя его глазами по-настоящему не видит — да и видеть не хочет!

Ведь у него появляется скорее необходимость создать иллюзию контакта, чем вступить в контакт. Реально смотря на практику школьной жизни, нужно сказать: учитель не может полностью избежать ни одного из способов ведения диалога, тем не менее он должен свести к минимуму примитивный и манипуляционный уровни, обращаться лишь в случае необходимости к стандартизированному. Для игрового уровня диалога необходима человеческая симпатия собеседников, вместе с тем вызвать ее можно только став на этот уровень. Учитель должен научиться ему изнутри своего «Я», так как особый нюанс такого контакта — любопытство к другому.

Именно искреннее любопытство привносит в общение, еще до его начала, дух праздничной возвышенности. Именно способность к этой экзистенциональной открытости к другому является наитяжелейшей обязанностью и ценнейшим даром педагога.

В классе всегда найдется ребенок, открытый к Вашему «Я», хотя нередким является и противоположное — равнодушие, черствость, грубость. А учитель должен не столько «благодаря», сколько «вопреки» открывать свое сердце. Сегодня еще редко учителя становятся на путь игрового диалога: в тяжелое время экономического кризиса это и не удивительно, А. Добрович объясняет так: «не хватает симпатии к людям, не хватает веры в их симпатию к нам».

Будто стена осторожного отчуждения стоит между учителем и учениками, наверное, именно с этой, определенной психологом причины учителю не хватает симпатии к ученикам таким разным, несовершенным, непредсказуемым, не хватает простой веры в то, что они могут искренне симпатизировать ему. Исходное понуждение игрового уровня — субъект хочет быть интересным для партнера. Добавим: учитель литературы хочет, чтобы художественное произведение и личность его автора были интересными для учеников.

Он должен играть по тем же, общим психологическим законам. По тонкости выполнения химерического психологического рисунка игровой уровень занимает первое место среди типов диалога. Он более всего нравится детям, так как близок их возрасту — бодрый, активный, динамический, личностно направленный, рискованный.

Этот уровень тяжело строится и легко разрушается одним неосторожным словом, переигрыванием, потерей ощущения партнера.

А. Добрович делает замечание: «Он не стремится к самоутверждению за ваш счет, а зовет к игре, к столкновенью сил, разных натур, вкусов, мыслей, чувств. Он хочет, чтобы вы, сняв апатию, недоверие и боязливость, проявили себя ярко, во всей вашей красоте, со всеми слабостями , но и со всеми своими преимуществами». Требования психолога к участнику игрового общения могут быть дословно переадресованы учителю литературы, который хочет, чтобы его уроки были интересными и привлекательными для учеников: «Владение игровым уровнем контакта требует немалого артистизма, духовной утонченности».

Т. В. Лазарь, учитель зарубежной литературы Украинской гимназии им. И. Франко Тернополь.