Сочинение по произведению Щедрина «Пошехонская старина»

«Пошехонская старина» является последним произведением Щедрина. Оно создавалось уже после закрытия «Отечественных записок» и печаталось на страницах журнала «Вестник Европы». «Пошехонская старина» во многом автобиографична. В ней отражены детские впечатления писателя, но, разумеется, ее значение значительно шире.

Писатель решил обратиться к далекому прошлому, к эпохе крепостного права потому, что реакционные круги в 80-е годы усиленно идеализировали крепостные порядки, взаимоотношения помещика с крестьянами представлялись «патриархальными», отмена же крепостного права воспринималась, как Катастрофа.

Салтыков-Щедрин считал Необходимым рассказать молодому читателю о том, что на самом деле происходило в русской жизни в 30-40-е годы. Писатель был убежден, что, «несмотря на изменившиеся формы общественных отношений, сущность их еще остается нетронутой», что прошлое не только помогает понять настоящее, но во многом и определяет его. Поэтому писатель стремится найти в жизненном материале, который изображен в его «Пошехонской старине», закономерности, определяющие во многом и современную писателю жизнь.

В русской литературе середины XIX в. было создано немало семейных хроник, посвященных изображению жизни помещичьей усадьбы . Общая тональность таких произведений, как правило, была светлой, жизнерадостной.

У Салтыкова-Щедрина повествование выдержано в мрачных тонах; речь идет не о расцвете человеческой личности, а, напротив, ее вырождении и гибели: «Всебыло проклято в этой среде, все ходило ощупью в мраке безнадежнбсти и отчаянья, который опутывал ее. Одни были развращены до мозга костей, другие придавлены до потери человеческого образа. Только бессознательность и помогла жить в таком чаду».

В «Пошехонской старине» фактически нет сатирического заострения, приемов фантастического гротеска. Повествование ведется в подчеркнуто спокойном, как бы бесстрастном тоне. Сама действительность оказывалась страшнее и даже фантастичнее любого художественного вымысла.

Салтыкову-Щедрину как раз и нужно было убедить читателя в отсутствии любых преувеличений в его книге, Посвященной полному отрицанию любых форм угнетения человека человеком как в эпоху крепостного права, так и после его отмены.

Миру крепостников в «Пошехонской старине» противопоставлена целая галерея крестьянских образов, в числе которых писатель изображает крепостных, не только духовно искалеченных долгими годами рабства , но и способных на бунт, гордых и непреклонных в решимости отстаивать до конца свое человеческое достоинство . Обращаясь к молодым читателям, «детям», Салтыков-Щедрин завещал: «Не давайте окаменеть и сердцам вашим, вглядывайтесь часто и пристально в светящиеся точки, которые мерцают в перспективах будущего».