Роман ы «Богомолье» , «Лето Господне» и сборник «Родное» были созданы И. С. Шмелевым в эмиграции, во Франции. Эта автобиографическая трилогия — вершина творчества писателя. «Богомолье» и «Лето Господне» объединены общей темой, одними и теми же героями, единством внутреннего сюжета и композиционно-стилистическими особенностями. В романе «Лето Господне» автор обращается памятью к годам своего раннего детства, прошедших в Замоскворечье, в доме на Калужской улице, построенном незадолго до наполеоновского нашествия прадедом Шмелева, Иваном.
Купеческое дело рода Шмелевых началось с торговли деревянной посудой в разоренной французской армией Москве: «Москву пожгли, ушли, все в разор разорили, ни у кого ничего не стало. Вот он загодя и смекнул — всем обиходец нужен, посуда-то… ни ложки, ни плошки ни у кого» . Родословная Шмелевых восходит к XVII в., к гнезду старообрядцев легендарной боярыни Морозовой. «Лето Господне» неоднократно ссылается на авторитет прабабки Устиньи, которая хотя и приняла новую веру, но сохранила патриархальные порядки в доме и дух старинного благочестия в семье. Род Шмелевых был весьма уважаем среди московских купеческих семей. Отец Шмелева Сергей Иванович, «с пятнадцати лет помогал деду по подрядным делам».
Он держал бани, портомойни на реке, купальни. Особенно славилась его артель плотников. Рабочие Сергея Ивановича Шмелева ставили помосты и леса при строительстве храма Христа Спасителя , «места» для публики на открытии памятника Пушкину. Сергей Иванович также был старостой церкви Казанской иконы Божией Матери, у Калужских ворот, на ул.
Б. Якиманка. Здесь в церковной книге была сделала запись о крещении И. С. Шмелева. Храм не избежал трагической участи и был взорван в 1972 г. Шмелев вспоминал: «Ранние годы дали мне много впечатлений. Получил я их на дворе. В нашем доме появлялись люди всякого калибра и всякого общественного положения.
Слов было много на нашем дворе — всяких. Это была первая прочитанная мною книга — книга живого, бойкого и красочного слова. Здесь я почувствовал любовь и уважение к этому народу, который все мог». Начало работы над «Летом Господним» относится к декабрю 1927 г. Сначала был написан очерк «Наше Рождество. Русским детям»: «Ты хочешь, милый мальчик, чтобы я рассказал тебе про наше Рождество.
Ну, что же…» . Очерк был напечатан в январе 1928 г. в парижской газете «Возрождение».