Рифма Маяковского или как читать Маяковского

Исполнение художественных произведений — это особый вид искусства, которое имеет свои законы. Чтец-исполнитель — это интерпретатор художественного произведения: средствами выразительного чтения он дает свое истолкование текста. В процессе исполнения чтец не перевоплощается в лирического героя и не присваивает себе его мыслей, чувств, настроений. Исполнитель передает слушателю свои мысли, чувства, переживания, вызванные у него исполняемым произведением. Он передает подтекст. Основная задача чтеца — передавать другим свои видения. «Природа устроила так, что мы при словесном общении с другими сначала видим внутренним взором то, о чем идет речь, а потом уже говорим о виденном. Если же мы слушаем других, то сначала воспринимаем ухом то, что нам говорят, а потом видим глазом услышанное.

Для того, чтобы особо подчеркнуть его смысл, заставляет сделать при чтении паузу, поставить на слове логическое ударение. Каждая ступенька внутри лесенки-строки представляет собой какую-то ритмическую долю (но это не стопа, в которой правильно чередуются ударные и безударные слоги). Эти доли выделяются с точки зрения интонационно-смысловой. Членение стихотворной строки на интонационно-смысловые доли усиливает ораторскую тональность произведения.

Исключительно важную роль в ритмико-смысловой организации стиха Маяковского играет пауза. В стихотворениях ритмическая пауза обычно отделяет одну ритмическую единицу (строку) от другой. У Маяковского внутри стихотворной строки одна ритмическая доля от другой (ступеньки лесенки) тоже отделяется ритмической паузой и эта ритмическая пауза, как правило, совпадает с логической, потому что отдельные доли стиха выделяются с точки зрения интонационно-смысловой. В тоническом стихе каждая такая доля несет на себе логическое ударение (в силлабо-тоническом стихе одна стопа от другой паузой не отделяется).

Рифма Маяковского требует интонационно-смыслового выделения, иначе стих «рассыплется»: «Рифма связывает строки, поэтому ее материал должен быть еще крепче, чем материал, пошедший на остальные строки». «Рифма возвращает вас к предыдущей строке, заставляет вспомнить ее, заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе. Концевое созвучие, рифма — это только один из бесконечных способов связывать строки…

Можно рифмовать и начала строк: улица — лица у догов годов резче, и т. д. Можно рифмовать конец строки с началом следующей: Угрюмый дождь скосил глаза, а за решеткой, четкой и т. д. Можно рифмовать — конец первой строки и конец второй одновременно с последним словом третьей или четвертой строки: Среди ученых шеренг еле-еле в русском стихе разбирался Шенгели м г. д. и т. д. до бесконечности. …Я всегда стацию самое характерное слово в конец строки и достаю к нему рифму во что бы то ни стало».

Артисты О. В. Азовская и В. Г. Гайдаров были первыми исполнителями произведений Маяковского. Гайдаров вспоминал, как Маяковский разучивал с ним стихотворение «Мама и убитый немцами вечер» и поэму «Война и мир». На вопросы артиста, как надо понимать то или иное место в произведении, Маяковский отвечал: «И своих стихах я все сказал. Подумайте сами, разберитесь. Тот образ, который вас всего крепче захватит, вероятно, и есть нужный. Важно одно — ужас и отвратительность войны!

Очень часто на вопрос Что является предметом воображения в стихотворении «Товарищу Нетте — пароходу и человеку»? учащиеся не задумываясь отвечают: Нетте, пароход и человек. Если согласиться с таким ответом, тогда неизбежно придется признать, что это произведение не может называться лирическим, потому что предметом изображения в лирическом произведении является переживание поэта, лирического героя или условного лирического персонажа; а Нетте, пароход и человек — это «внешний мир» по отношению к поэту. Изображение «внешнего мира» является признаком эпического произведения.