А Мы делаем ТАК!
Мне довелось участвовать в подготовке заданий, организации и проведении всех тринадцати областных этапов Всероссийской олимпиады школьников по литературе в Тверской области и написать об этом. Этот опыт побудил меня откликнуться на материалы, присланные в редакцию «Литературы» словесниками из Новосибирска.
Убеждена, что на всех этапах олимпиады нельзя отказываться от комплексного анализа эпического произведения и интерпретации лирики . Областной этап в Тверской области проходит в два дня, и мы предлагаем оба тура, чтобы участники показали, как они могут толковать и эпос, и лирику, только тексты берем небольшие по объему и обязательно без купюр. Например, в последние годы: 9-й класс — «Большой вальс» И. Гофф, «Танцевальная музыка» Вл.
Лидина; 10-й класс — «Новелла» Ю. Слезкина, «Афродита заступница» А. Кондратьева; 11-й класс — «Как жаль» А. Солженицына, «Белые стены» Т. Толстой.
Для интерпретации лирики: 9-й класс — сопоставительный анализ «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…» А. Пушкина и «Ночи на родине» Н. Рубцова; 10-й класс — «Благодарность» М. Лермонтова и «Благодарю» Л. Губанова; 11-й класс — «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» С. Есенина и одноименное стихотворение Т. Кибирова.
А на районном/городском этапе, который проходит в один день, мы при комплексном анализе эпического произведения предложили для интерпретации небольшое созвучное ему стихотворение и поиск оснований для их сопоставления. Например: 9-й класс — рассказ «Бабушка с малиной» В. Астафьева в сопоставлении со стихотворением «Поднесу я к речке свечку…» В. Шаламова; 10-й класс — рассказ В. Гиляровского «Грезы» в сопоставлении со стихотворением «Русской женщине» Ф. Тютчева; 11-й класс — рассказ «Мудрец» М. Горького в сопоставлении со стихотворением «Я не знаю мудрости…» К. Бальмонта.
Поскольку именно эти два тура самые важные, их максимальная оценка была 30 баллов, тогда как при ответах на вопросы третьего тура школьники почти за каждый ответ получали всего по 1-2 балла.
Хотя в Методических рекомендациях на сайте
А Мы делаем ТАК!