А. С. Грибоедов (1795-1829) Обязательная литература «Горе от ума»
Творчество Грибоедова — яркое выражение идеологии дворянской революционности, нашедшей свое воплощение в первой русской реалистической комедии «Горе от ума». Основной конфликт комедии отражает внутренние противоречия в русском обществе первой четверти XIX века. В конфликте Чацкого с фамусовской Москвой отразилась борьба двух антагонистических общественных сил? дворянских революционеров и реакционного лагеря дворян-крепостников. Дворянско-чиновничьему обществу, которое в комедии предстает как сплоченное большинство, Грибоедов дает резко отрицательную оценку, достигающую степени гневной сатиры.
(Представителей фамусовского общества характеризуют отсутствие высоконравственных чувств, преобладание эгоистических интересов, идеал праздной жизни, взгляд на службу как на средство достижения личных выгод, нравственная неразборчивость в людях (отношение к Загорецкому), угодливость перед «высшими» и деспотическое обращение к «низшим» — низкий уровень образованности, увлечение внешними атрибутами французской культуры, страх перед подлинным просвещением. В образе Чацкого находят свое отражение основные идеи и взгляды декабристов. Для Чацкого характерны глубокая любовь и уважение к русскому народу, ненависть к крепостничеству, желание служить делу, а не лицам, высоко развитое чувство собственного достоинства, истинная культура и просвещенность, нежелание примириться с несправедливым общественным устройством. Все это неизбежно приводит его к решительному и бескомпромиссному столкновению с Фамусовым, Скалозубом, Молчалиным, олицетворяющими крепостничество, аракчеевщину и нарождающийся бюрократизм.
Проблематика комедии обличение низкопоклонства и нравственного убожества крепостников, возмущение их произволом, отстаивание идеи национальной самобытности русской культуры, страстная защита патриотизма и просвещения — обусловила исключительную политическую злободневность, резкую сатирическую Связь Грибоедова с декабристами, а также отражение в идейно-образном мире комедии идей, споров, дискуссий, отдельных конкретных реалий политической жизни 10-20-х годов рассмотрена в указанной книге «Грибоедов и декабристы». направленность и глубокую типичность характеров комедии, в которой Белинский увидел «энергический протест против гнусной расейской действительности». Особенности развития сюжетной линии Чацкий — Софья и система «внесценических» персонажей помогают глубже понять характер Чацкого, который из одинокого резонера классицистической комедии (как она была первоначально задумана) по мере развития сюжета превращается в страстного обличителя фамусовского общества» Реализм развязки комедии заключается в том, что действительная победа, вопреки симпатиям автора, оказывается на стороне фамусовского большинства, а Чацкий вынужден бежать из столицы» Грибоедов как бы предвосхищает политическое поражение декабристов в 18 25 году.
Реальные обстоятельства русской общественной жизни внутренне предопределили развитие конфликта комедии и принципы расстановки ее персонажей. Реализм комедии отразился и в его художественном стиле. Характеры раскрыты глубоко и многосторонне, индивидуализированы с помощью речевых портретов. Исключительная живость и меткость афоризмов, «эпиграмматическая соль» реплик, острота диалогов, быстрота развития действия, разговорный характер вольного ямба {разностопность, переменное расположение рифмы, переход реплики в середине стиха) обусловили художественное совершенство комедии.
В комедии следует выделить и элементы классицистического стиля: обширные монологи, не способствующие развитию действия, традиционное количество актов — пять (3-й акт состоит из двух картин), наличие «трех единств», «говорящих фамилий», традиционных амплуа (Лиза — «субретка» ). Дальнейшая эволюция Грибоедова может быть прослежена по его замыслам трагедии «1812 год», где в центре встает вопрос о роли народа в истории, а также «Грузинская ночь», в которой рассматривается проблема положения крепостных.
В заключение работы над творчеством Грибоедова необходимо составить подробный конспект статьи И. А. Гончарова «Мильон терзаний» в виде краткого илана^ кроме того, основные мысли автора следует изложить в тезисной форме. Необходимые цитаты выписываются отдельно.
А. С. Грибоедов (1795-1829) Обязательная литература «Горе от ума»