А все-таки она крутится! (по драме Б. Брехта «Жизнь Галилея»)
Бертольд Брехт (1898-1956) своей мировой славой обязан театру. В конце 20-х годов Брехт формулирует теорию «эпического театра», которая была противоположностью «драматическому». Главный принцип эпического театра Брехта — «эффект отчуждения». Этот принцип предусматривает необыкновенное изображение обычного. Проблемы моральной ответственности человека за все, что происходит в мире, Брехт остро поставил в драме «Жизнь Галилея». По жанру — это философская драма, в которой автор побуждает зрителя пересмотреть взгляды на мир, ощутить ответственность за все, что происходит в нем. Действие пьесы происходит в Италии, а образ Галилея становится символом переворота не только в науке, а и в духовной культуре, в понимании человека своего места на земле и во Вселенной.
Бертольт Брехт вошел в историю немецкой литературы как оригинальный поэт и прозаик, теоретик искусства, но своей мировой славой он обязан театру. Драмы Брехта завоевали себе сцены всего мира. Ранние произведения его связаны с эпохой Первой мировой войны и революционного кризиса в стране. В конце 20-х годов Брехт формулирует теорию «эпического театра», в противоположность «драматическому». По его мнению, чтобы выстроить полную иллюзию жизни на сцене, цель театра должна заключаться не в том, чтобы актер полностью превратился в героя, а актеру надо играть роль и путем этой игры показать зрителю, кто он, этот герой, чтобы зритель задумался над затронутыми проблемами.
Главный принцип эпического театра Брехта — «эффект отчуждения». Этот принцип предусматривает необыкновенное изображение обычного.
Проблемы моральной ответственности человека за все, что происходит в мире, Брехт остро поставил в драме «Жизнь Галилея». По жанру — это философская драма, в которой автор побуждает зрителя к перемене мировоззрения, почувствовать ответственность за все, что происходит в мире. Действие пьесы происходит в Италии в эпоху Возрождения, а образ Галилея становится символом переворота не только в науке, но и в духовной культуре, в понимании человеком своего места на земле и во Вселенной.
Галилей так характеризует эпоху Возрождения: «… возникло большое страстное стремление — добраться до истины всех вещей… Каждый день приносит что-то новое. Даже столетние старцы требуют, чтобы юноши кричали им в уши о новых открытиях, что земля является недвижным центром мира — она двигается вокруг солнца «. История жизни Галилея сама по себе драматическая. Инквизиция заставляет великого ученого, чтобы он отрекся от своего учения. Есть такая легенда, что Галилей не смирился и воскликнул: «А все-таки она крутится!»
Брехт отбрасывает эту легенду и показывает Галилея, который отрекся своих убеждений перед судом инквизиции. И Галилей олицетворяет ученого, который признает только одно — свою миссию служения истине. Ради этого он способен отречься от близких и учеников, терпеть голод и холод. Так, когда любимый Галилея ученик Андре предъявляет обвинение своему учителю в измене словами: «Несчастна та страна, в которое нет героев», Галилей отвечает, что несчастна та страна, которая нуждается в героях. В последних картинах Брехт изображает Галилея, который продолжает свою работу. Быть героем и умереть легко, намного тяжелее положить на себя ответственность за весь мир, продолжать работать, даже не зная, будут ли когда-нибудь использованы твои открытия. В пьесе сталкиваются различные идеи о судьбе человека, а сюжет построен не только на раскрытии значения творчества человека, а и на осознании самим героем общества и самого себя, своего назначения.
Я считаю, что трагическая судьба Галилея выявлена в том, что автор поставил большие вопросы о судьбе науки, за которую он так переживает, и проблему ответственности ученого перед народом, перед историей. Жизненный путь Галилея для Брехта лишь пример, притча для постановки большой социально-философской проблемы. Внимательный анализ показывает, что драма Брехта не совсем историческая. Брехт берет известный и популярный сюжет или исторический эпизод и воссоздает философскую притчу, чтобы принудить читателя задуматься над важными жизненными вопросами.
История жизни Галилея — драматическая. Инквизиция заставляет великого ученого, чтобы он отрекся от своего учения. Есть такая легенда, что Галилей не смирился и воскликнул: «А все-таки она крутится!» Брехт отбрасывает эту легенду и показывает Галилея, который отрекся своих убеждений перед судом инквизиции.
И Галилей олицетворяет ученого, который признает только одно — свою миссию служения истине. Ради этого он способен отречься от близких и учеников, терпеть голод и холод.
В последних эпизодах Брехт изображает Галилея, который продолжает свою работу. Быть героем и умереть легко, намного тяжелее положить на себя ответственность за весь мир, продолжать работать, даже не зная, будут ли когда-нибудь использованы твои открытия. В пьесе сталкиваются разные идеи о судьбе человека, а сюжет построен не только на раскрытии значения творчества человека, а и на осознании героем своего назначения.
История Галилея для Брехта — лишь притча для постановки большой социально-философской проблемы. При внимательном анализе оказывается, что драма Брехта не совсем историческая. Не тяжело убедиться, что много соображений Галилея лежит в основе его опыта.
Поступки Галилея раскрывают его мысли, демонстрируют ясность и точность авторского социального анализа. Брехт берет известный и популярный сюжет или исторический эпизод и восстанавливает философскую притчу, чтобы принудить читателя призадуматься над важными жизненными вопросами.
А все-таки она крутится! (по драме Б. Брехта «Жизнь Галилея»)