«Адаптация первоклассников»
Рекомендовано областным центром практической психологии
Рассмотрим проблеме детей на школьном старте. Опыт предыдущих лет работы с шестилетками показал, что администрация, учителя и родители не видят особой разницы между детьми 6 и 7 лет, что важно учитывать при приеме детей в школу, в организации учебно — воспитательного процесса.
Особенности шестилеток
1. Первоначальное формирование личности на основе возникновения соподчинения мотивов, связанных с их борьбой.
2. Формирование первых этических инстанций и на их основе моральной оценки, определяющей отношение к другим людям.
3. Образование «детского общества».
4. Развитие самооценки, притязаний как выражение социальной активности.
5. Преобладающие мотивы поведения, связанные с интересом к процессу игры.
6. Связь наиболее сильных переживаний с окружающими.
7. Наибольшая значимость первого круга общения .
8. Правдивость и открытость.
9. Неустойчивость интересов и желаний.
10. Преобладание неустойчивого внимания, памяти.
11. Постепенный переход к произвольности, управляемости психическими процессами.
12. Выделение особенностей деятельности, самоконтроль в ней.
13. Формирование способности решать жизненные задачи путем логических рассуждений.
14. Упорядочение чувственного опыта.
Нервная система ребенка пластична, т. к. способная к формированию новых связей, но одновременно и более уязвима. Поэтому важно обеспечить постепенное развитие новообразований, которые появятся в конце шестого года жизни ребенка . Это главное условие перехода к овладению новой ведущей деятельностью — учебной.
Как организовать наблюдение первоклассников на адаптационном этапе в школе. В правом столбике перечисляются основные характеристики школьного статуса проявлений ребенка, которые могут быть рассмотрены как индикаторы успешного приспособления к школе в сферах обучения, общения и психологического самочувствия на данном этапе возрастного развития.
1. Особенности учебной деятельности | |
1.1 Произвольность психических процессов. | Способен сосредоточиться на задаче и не отвлекаться во время ее решения. Может поставить перед собой конкретную учебную цель и последовательно добиваться ее достижения. Понимает требования учителя и стремиться их выполнить. При возникновении учебных трудностей на уроке прилагает усилия для их преодоления. |
1.2 Развитие мышления. | На уроке демонстрирует способность обобщать имеющие знания. Способен отделить существенные свойства предмета от несущественных. Может связно рассказать о событиях своей жизни. |
1.3 Сформированность важнейших учебных действий. | Понимает и выполняет указания учителя на уроке без напоминания. Способен выделить в задании основной вопрос и определить пути выполнения задания. Может осуществлять простейшие мыслительные операции в уме, без опоры на наглядный материал. |
1.4 Развитие речи. | Может пересказать содержание текста ил рассказа учителя своими словами. Связно выражает свои мысли. Имеет достаточный словарный запас. |
1.5 Развитие тонкой моторики. | Пишет разборчиво, выполняет основные требования к письму. Способен рисовать мелкие детали, точно обводить контур. |
1.6 Умственная работоспособность и темп учебной деятельности. | Сохраняет удовлетворительную работоспособность в течение всего урока. Способен работать в одном темпе со всем классом. |
2. Особенности поведения и общения. | |
2.1 Взаимодействие со сверстниками | Активен в общении со сверстниками, сам выбирает себе партнеров для игр и занятий. Не провоцирует конфликты со сверстниками, не бьет первым. Имеет постоянных приятелей в классе. |
2.2 Взаимодействие с педагогами. | Может обратиться с просьбой к учителю. Уважительно относится к учителю и соблюдает необходимую дистанцию общении с ним. Прислушивается к замечаниям учителя, старается их выполнять. |
2.3 Соблюдение социальных и этических норм. | Поддерживает опрятный внешний вид в течение дня. Не списывает домашних заданий. Соблюдает принятые в классе правила поведения и общения. |
2.4 Поведенческая саморегуляция. | При ответе у доски контролирует движения тела . Владеет собой в ситуациях, требующих сосредоточенности, молчания или ограничения движения. |
2.5 Активность и независимость | Контролирует свои эмоции. Достаточно активен на уроке, стремиться проявить свои знания. Проявляет заинтересованность в получении новых знаний. Самостоятельно добирается до школы. Умеет пользоваться школьным буфетом. Способен справиться с дежурством по классу. |
3. Отношение к учебной деятельности | |
3.1 Наличие и характер учебной мотивации | Редко пропускает занятия. Проявляет заинтересованность в хорошей оценке. Имеет на уроке все необходимые школьные принадлежности. |
3.2 Устойчивое эмоциональное состояние | В меру переживает за оценки и критические замечания учителей. |
Проявление школьной дезадаптации
Формы дезадаптации | Причины | Коррекция |
Неспособность к предметной стороне учебной деятельности | Недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие должной помощи со стороны взрослых | Беседы для установления причин затруднения ребенка |
Неспособность произвольно управлять своим поведением | Неправильное воспитание в семье | Анализ отношений взрослых с ребенком, их коррекция |
Неспособность принять темы школьной жизни | Игнорирование взрослыми особенностей детей | Определение оптимальной нагрузки, консультация а врачом |
Школьный невроз | Ребенок не может выйти за границы семейной жизни | Консультация психолога. Анализ поведения родителей, которые используют ребенка в своих интересах. |
Возникшая в начальной школе дезадаптация не исчезает с возрастом, а превращается в комплексы, которые с возрастом становятся не лучшими чертами характера. Своевременное их преодоление требует активного взаимодействия школы, родителей и ребенка, определенного мужества от взрослых вовремя признать свои ошибки во благо своего ребенка.
Начальное обучение — это старт сознательной жизни в мир взрослых, и от его успешности зависит, кем станет ребенок и каким он станет.
«Адаптация первоклассников»