Активное использование инновационно-коммуникационных технологий
Сегодня каждое дошкольное учреждение активно привлекает семьи своих воспитанников к сотрудничеству. Вероятно, у каждого воспитателя сегодня хорошие взаимоотношения с родителями, считая последних равноценными партнерами в ответственном деле воспитания детей. Но и до сих пор продолжается поиск новых эффективных форм взаимодействия с семьями, потому что меняется время, меняются взгляды на воспитание, меняются поколения, меняемся мы…
Говорят: «Кто владеет информацией — владеет миром». Так было раньше, так и сегодня, меняются только источники получения информации. Если раньше родители наших воспитанников получали информацию о развитии и воспитании детей в уголках для родителей со стендов, ширм, папок-передвижек, бережно изготовленных воспитателями собственноручно, то сегодня, особенно в городах, родители отдают предпочтение другим источникам, которые так щедро дарит им интернет.
Мы проанализировали, какой из коммуникаций наши родители отдают предпочтение, в какой удобной для них форме они хотели бы получать информацию о развитии своего ребенка. Оказалось, что большая часть родителей, не откидывая со счетов такие традиционные формы получения информации, как индивидуальные беседы с воспитателями и другими специалистами дошкольного заведения, родительские собрания, семинары, тренинги, считает более удобными средствами коммуникации современные электронные средства информирования — Веб-сайт, Электронную почту.
В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий Информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт.
Становится аксиомой и то, что использование информационно-компьютерных технологий в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению — перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.
Для достижения полноты и качества использования научных и практических знаний в образовательной деятельности дошкольных учреждений требуется создать в границах их «производственных» процессов эффективную систему информационного обеспечения. Для этого необходимо, чтобы качественно заработал каждый ее элемент.
Компьютер, мультимедийные средства — инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса.
Образовательный портал «Классная оценка» — проект Национального аэрокосмического университета им. Н. Е. Жуковского «Харьковский авиационный институт», направленный на создание системы информатизации учебно-воспитательной работы, как в отдельном учебном заведении, так и в отдельном регионе предоставил возможность всем дошкольным учреждениям начиная с 2012 года возможность подключения к единой сети Интернет посредством создания собственного сайта заведения.
Уже вначале 2012 года на платформе Образовательного портала «Классная оценка» был создан и разработан собственный сайт коммунального заведения образования «Дошкольное учебное заведение №392», а также заведена электронная почта садика.
Если есть доступ к сети Интернет, то электронная почта — это не только быстрый и удобный, но и очень эффективный способ общения с родителями. Преимуществами такой коммуникации есть: конфиденциальность и адресность информации; мгновенная доставка необходимой информации родителям, постоянная обратная связь с семьями и наоборот, постоянная обратная связь родителей наших воспитанников с администрацией педагогами, специалистами учреждения.
Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен требованием современного развивающегося общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому, что обеспечивается наукоемкостью всех информационных средств — от персональных компьютеров до глобальных связей Интернет. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом.
Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка.
В то же время информационные и, особенно, телекоммуникационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников.
Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, расписании занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях.
Такой режим информационного взаимодействия не отрицает возможности получения индивидуальной или конфиденциальной информации. На сайте ДОУ может быть реализована подсистема разделения прав и полномочий пользователей, а каждый педагог и родитель может обладать своим «ключом» для входа на такой сайт.
Кроме этого, сайт детского сада может стать для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц таких сайтов родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников.
Телекоммуникации позволяют родителям в реальном режиме времени отслеживать воспитательно-образовательный процесс своих детей, получать информацию о проблемах, возникающих в обучении и советы, направленные на устранение конкретных проблем во взаимодействии с педагогом.
В то же время, поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, необходимо детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, их влияния на взаимодействие и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления использования новых технологий, нетрадиционных форм, а также использование ИКТ во взаимодействии дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых Актуальных.
Гглавная цель внедрения информационных технологий — создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса: администрация, воспитатели, Дети и их родители.
Активное использование инновационно-коммуникационных технологий