«Американская трагедия», художественный анализ романа Теодора Драйзера
Роман «Американская трагедия» был опубликован в 1925-м году. В основу его был положен реальный случай убийства Честером Джиллетом своей девушки Грейс Браун, произошедший девятнадцатью годами ранее. С идейной точки зрения, «Американская трагедия» явилась художественным откликом на выпускавшиеся в начале XX века в США бульварные романы, прививавшие населению страны мысль о том, что одним из путей реализации знаменитой «американской мечты» может быть «путь Золушки»: когда бедный молодой человек встречает девушку из состоятельной семьи, женится на ней, получает богатое приданое и занимает высокое положение в обществе.
Своим романом Драйзер попытался развенчать этот миф, указав на его несостоятельность в условиях обычных американских реалий.
Главный герой романа — Клайд Грифитс — «средний молодой американец с типично американским взглядом на жизнь». С самого детства он стремится к «полному сходству» и «стандарту» с большинством своих сограждан, ставящих материальные ценности выше духовных. Получив работу посыльного в отеле «Грин-Дэвидсон», выросший в исключительно религиозной, проповеднической семье молодой человек с радостью погружается в новый, притягательный для него мир, в котором есть и высокий заработок , и верные друзья , и красивые девушки, согласные проводить с ним время, и недозволенные прежним образом жизни или существующей общественной моралью развлечения — пиршества в ресторанах и посещения публичных домов.
Столкновения с реальной жизнью Клайд не выдерживает сразу же: став случайным виновником гибели девочки на дороге, семнадцатилетний юноша бросает все и бежит прочь из Канзас-Сити. Так заканчивается первая книга, знакомящая читателя с основами характера главного героя — любящего деньги и развлечения, сходящего с ума от женской красоты, совершенно не разбирающегося в жизни и не умеющего постоять за себя.
Вторая часть «Американской трагедии» рассказывает подлинную историю взаимоотношений Клайда Грифитса и Роберты Олден — простой работницы с ликургской «Фабрики воротничков», принадлежащей богатому промышленнику и дяде юноши — Сэмюэлю Грифитсу. Третья часть является юридической трансформацией и нравственным продолжением второй — в ней подробно разбирается состав преступления, преподносится вымышленная история убийства девушки и показывается, как после вынесения обвинительного приговора совершается некоторый духовный перелом в сознании Клайда.
Основная черта характера главного героя, приведшая его к трагедии, жестоко и беспощадно выносится на всеобщий суд его же адвокатами — Белнепом и Джефсоном, строящими свою защиту на том, что их подопечный — «умственный и нравственный трус». Прямо об этом в книге не говорится, но читатель может и сам догадаться, что будь Клайд чуть более умен, нравственен и смел, он бы не загнал сам себя в угол: на любом этапе развития отношений с Робертой молодой человек мог обратиться за помощью все к тому же дяде, но страх потерять доверие богатого родственника и навсегда распрощаться с мыслями о прекрасной и богатой Сондре Финчли помешал ему это сделать.
Произошедшая с Клайдом трагедия, основывается на целом ряде как случайных, так и неизбежных факторов, обусловленных его воспитанием , молодостью , положением . Клайд тянется к Роберте как из-за внутреннего одиночества, так и потребности в телесной близости с женщиной, разбуженной в Канзас-Сити обаятельной кокеткой Гортензией Бригс. Не встретив достойного сопротивления, молодой человек охладевает к простой работнице сразу же, как только встречает девушку из богатой семьи и понимает, что может рассчитывать на ее руку и сердце.
Воспитанная в соответствии со строгими моральными ценностями Роберта, вопреки своему доброму и любящему сердцу, перед лицом постигшего ее несчастья становится упрямой и жестокой. Будь она более гибкой — она либо согласилась бы с предложением Клайда родить ребенка на стороне и получать от него деньги, либо попыталась бы воздействовать на него другими способами — например, через своих или его родственников. Трагедия Роберты Олден в том, что она, как и ее ветреный возлюбленный, чувствовала огромный страх перед родителями и обществом и боялась признать в согрешении, чтобы не быть отвергнутой.
Ослепленный любовью к Сондре Клайд приходит к мысли об убийстве, благодаря газетной заметке, но… совершает ли он преступление или нет — ни он, ни окружающие, ни читатель не могут понять до самого конца романа, пока сиракузский проповедник Мак-Миллан не ставит окончательную точку в этой страшной истории. По мнению священника, юноша виновен уже хотя бы потому, что он совершил убийство в своем сердце.
Все внутренние метания Клайда ничто перед чередой простых фактов: он хотел избавиться от Роберты; он, пусть и случайно, но от злобы и ненависти, ударил ее; он не помог ей спастись, так как понял, что для него это будет чрезвычайно удобно.
Перед казнью главный герой «Американской трагедии» под влиянием страха и одиночества переживает духовный переворот, позволяющий рассказать подлинную историю произошедшего на озере Большой Выпи, но к Господу так и не приходит. Для него он остается «этим их богом», которому молится никогда не понимавшая Клайда мать, и молодой, обуздавший свои страсти преподобный Мак-Миллан.
В своем романе Драйзер выступил не только прекрасным психологом, раскрывшим внутренние чувства преступника и осужденного на смерть человека, но и отменным документалистом, рассказавшим об устройстве американского общества — его верхушке и социальном низе , его политической и судебной составляющей, его рабочей и развлекательной стороне жизни.
«Американская трагедия», художественный анализ романа Теодора Драйзера