Эпизод смерти Катерины Ивановны Мармеладовой завершает пятую, предпоследнюю часть романа «Преступление и наказание». Начинается эпизод со сцены помешательства Мармеладовой на мосту и заканчивается вместе с главой. Композиционное расположение эпизода смерти чрезвычайно важно. Вспомним, что перед ним идет решающий, имеющий поворотное значение в романе, разговор Сони и Родиона, разговор о страдании и готовности принятия его. Таким образом, смерть Катерины Ивановны заканчивает историю семьи «нераскаявшихся», «не обратившихся к Богу» Мармеладовых.
Эта сцена проводит черту между тьмой богохульного сумасшествия отца и мачехи Сони и светом ее новой жизни. Сцена является «перекрестком» от которого расходятся две дороги: в никуда — дорога Катерины Ивановны, к свету — Сонина. Эпизод смерти Катерины Ивановны поистине страшен. Почти не приходя в рассудок, покидает она этот мир.
Только несколько раз возникает у нее желание покаяния , чтобы тут же смениться темой нераскаявшейся, темной души В эпизоде есть еще две важных идеи. Смерть Катерины Ивановны перекликается со сном Раскольникова об убийстве лошади в начале романа.
Неслучайны последние слова Мармеладовой: «…Уездили клячу!..Надорвала-а-сь!» Здесь ярко звучит тема ценности всякой человеческой жизни и личности, одна из важнейших тем романа. Не может человек жить и погибать, подобно животному. Каждый человек имеет право на прощение и искупление грехов, на возрождение и свет в душе. Кроме того, эпизод смерти Катерины Ивановны как бы пророчествует, какая смерть могла бы ждать Сонечку, если бы девушка не решила для себя твердо хранить в душе Любовь и Бога.
Эпизод показателен как для Раскольникова, так и для Сони, все больше утверждая их в правильности принятого решения: искупить вину страданиями.