Анализ эпизода «Встреча Раскольникова и Сони»
Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — одно из самых сложных произведений не только в творчестве Достоевского, но и в мировой литературе. Родион Раскольников, человек совестливый и легко ранимый, не может хладнокровно смотреть на ужасы, страдания «униженных и оскорбленных», которые царят в обществе. Отсюда, по словам Достоевского, «его идея: взять во власть то общество». С этой целью он решил путем преступления — убийства вредной старушонки, процентщицы Алены Ивановны — испытать себя, проверить, кто же он — «тварь дрожащая или право имеет». Но идея Раскольникова бесчеловечна, избранный им путь — ложный.
Герой не рассчитал своих сил: его человечность, ранимость, восприимчивость, совестливость, честность не позволяют ему жить со страшным грузом в душе, совестью, отягощенной грехом смертным, — убийством человека. Четвертая глава четвертой части романа представляет собой разговор Раскольникова и Сонечки Мармеладовой. Образ Сонечки занимает особое место в романе. Эта девушка, истинная христианка, для которой Бог — чистая совесть. Ради семьи, спасения детей Катерины Ивановны от голодной смерти она становится проституткой.
Сонечка живет со страшным чувством вины, осознанием того, что она — великая грешница, и очень страдает от этого. Почему же Раскольников, столь цинично относящийся к религии, к христианским догмам, идет не к кому-нибудь, а к христианке Сонечке? В их разговоре, который ведут между собой Раскольников и Сонечка, четко проступает нравственный облик этой девушки.
Ее доброе сердце вмещает в себя теплое отношение к больным детям своих хозяев , глубокую жалость к несчастной Катерине Ивановне, любовь к ее обреченным на нищету детям, сострадание к неверию и опустошенности Раскольникова. Беседа двух несчастных людей, перешагнувших через идеи христианства, воспроизводит две жизненные позиции, сталкивает два мировоззрения. Это мораль Сонечки, которая черпает душевные силы в вере в Бога, и правда Раскольникова, не желающая признать благостность Бога и христианские догмы. Итак, Раскольников и Соня ведут разговор о вере в Бога. Раскольников поражен ангельским терпением Сони, непоколебимостью ее веры.
Для девушки благостность Бога незыблема, несмотря на то, что Бог, казалось бы, к ней далеко не милосерден, посылает ей тяжкие испытания, которые вынуждают ее торговать собой, своим телом. У Раскольникова иная жизненная позиция. Соне нужен Бог, вера в него, так же, как необходимы всему живому солнечный свет, тепло солнечных лучей.
В системе нравственных ценностей Раскольникова Бога нет. Ему нужна «власть», власть как цель. Слово «цель» подразумевает стремление к осуществлению чего-то: » — Что делать? Сломать что надо, раз навсегда, да и только: и страдание взять на себя! Что?
Не поймешь? После поймешь…Свобода и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником!..
Вот цель! Помни это! Это мое тебе напутствие!». Таким образом, Раскольников мечтает о справедливом обществе, в котором не будет процентщиц, безжалостно обирающих несчастных бедняков, не будет нищеты.
Но какой страшный путь достижения этого — власть! Власть как нечто подавляющее личность, безгранично вызывающее страх. А главное — власть над кем? Не над людьми — акцентирует внимание Достоевский — а «над всею дрожащею тварью и над всем муравейником».
Раскольников не понимает, как Соня, сидя над своей погибелью, прямо над смрадною ямой, в которую ее уже полностью втягивает, может говорить о Боге, молиться ему, читать новый Завет: «Разве все это не признаки помешательства?» — думает он. «Юродивая! Юродивая! — твердил он про себя». Почему же именно к Соне пришел Раскольников?
Почему именно ей поверяет свои сокровенные, страшные мысли? Герою легче с Соней, потому что она тоже «переступила» через догмы христианства, она тоже грешница… Автор пишет: «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги».
Именно Соню выбрал Раскольников, именно ей хочет он поведать свою страшную тайну: » — Знаю и скажу…Тебе, одной тебе! Я тебя выбрал. Я не прощения приду просить к тебе, я просто скажу…» Наверное, Раскольникова интуитивно тянет к тому светлому, чистому началу, которое олицетворяет Сонечка, и к которому он страстно, сам того не осознавая, хочет быть причастным.
Раскольников чувствует необыкновенную силу, скрывающуюся в этой молодой женщине, нашедшей в себе мужество пожертвовать собой, своими принципами, ради семьи, любви, детей. Он преклоняется перед мужеством, силой, душевной красотой Сони. И, движимый этим чувством, Раскольников «весь быстро наклонился и, припав к полу.
Поцеловал ее ногу». Соня в ужасе от того, что Раскольников сделал это, считает, что она недостойна такого отношения. » — Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился…» — так объясняет Раскольников свой поступок, признав и оценив величие этой девушки — «вечной Сонечки, пока мир стоит».
Анализ эпизода «Встреча Раскольникова и Сони»