Анализ поэтического текста в 5-11-м классах
Концепция курса
Школьный предмет «литература» дает юному читателю, ищущему свое место в мире, словарь для разговора о самом себе. В этой связи особое значение приобретает анализ лирического текста, который для многих преподавателей среднего звена пока остается проблемой. Главная «беда» разделов лирики в учебниках для 5-8-го класса — их иллюстративность и «простота» текстов.
Вопросы, предлагаемые авторами учебников, не помогают углубить первичное восприятие стихотворения, ответы на них часто заранее ясны, задания побуждают ученика лишь к формальным поискам «изобразительно-выразительных средств». А ведь именно серьезная работа с конструктивными элементами текста может стать основанием для размышления о смысле стихотворения.
Изучение лирики — проблема не только методическая, но и психологическая: роль учителя, ведущего маленького читателя к пониманию стихотворения, выдвигается на первый план. Главным на уроке становится совместный поиск двух читателей — ученика и учителя, постановка задач, решение которых неизвестно порой им обоим.
Цель курса — познакомить коллег-словесников с приемами работы, которые можно использовать уже на первых уроках по лирике в пятом классе, показать, как усложняются они по мере формирования у учеников представлений о творческом мире писателя.
Анализ поэтического текста в 5-11-м классах