Анализ стихотворения Б. Пастернака «Любить иных — тяжелый крест…»
Борис Пастернак известен не только как прекрасный прозаик, но и как великий поэт. Проблемы, которые он затрагивает в своей лирике, весьма разнообразны. Как и многих других художников, Пастернака волнует тема любви, которая проходит через все творчество поэта. Стихотворение «Любить иных — тяжелый крест…» было написано в 1931 году.
На мой взгляд, оно стало своеобразным откровением поэта. Это произведение представляет собой обращение к возлюбленной. Лирический герой говорит о том, что любить порою очень непросто: Любить иных — тяжелый крест, А ты прекрасна без извилин, И прелести твоей секрет Разгадке жизни равносилен.
Уже в первых строчках стихотворения изложена основная идея произведения. Лирический герой выделяет свою возлюбленную, считая, что красота этой женщины в простоте. Но при этом героиня идеализируется. Невозможно понять ее и разгадать, поэтому «прелести ее секрет Разгадке жизни равносилен».
Стихотворение представляет собой исповедь лирического героя, который уже не может представить свою жизнь без возлюбленной. В этом произведении автор затрагивает только тему любви. К другим проблемам он не обращается. Но, несмотря на это, следует отметить глубокий философский смысл данного стихотворения. Любовь, по мнению лирического героя, заключается в простоте и легкости: Весною слышен шорох снов И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ. Твой смысл, как воздух, бескорыстен. Возлюбленная лирического героя является частью той силы, которую именуют истиной. Герой прекрасно осознает, что можно очень легко уйти от этого всепоглощающего чувства.
Можно проснуться однажды, как после долгого сна, и больше не погружаться в подобное состояние: Легко проснуться и прозреть, Словесный сор из сердца вытрясть. И жить, не засоряясь впредь, Все это — небольшая хитрость. Но, как видим, герой не принимает подобного отступления от своих чувств. Стихотворение написано двустопным ямбом, который придает произведению большую мелодичность, помогает подчинить его основной идее.
Любовь в этом стихотворении так же легка, как и его размер. Пастернак обращается к метафорам, которые весьма часто употребляет в своем тексте: «прелести секрет», «шорох снов», «шелест новостей и истин», «словесный сор из сердца вытрясть». По моему мнению, данные тропы придают этому удивительному чувству большую загадочность, противоречивость и, в то же время, какую-то неуловимую прелесть.
В стихотворении поэт прибегает и к инверсии, которая, в некоторой степени, осложняет движение мысли лирического героя. Однако данный прием не лишает произведение легкости и некоторой воздушности. Чувства, переживания лирического героя поэт передает и с помощью звукописи. Так, в стихотворении преобладают шипящие и свистящие — «с» и «ш». Данные звуки, по моему мнению, придают этому удивительному чувству большую интимность.
Я думаю, что данные звуки создают ощущение шепота. Пастернак считает любовное состояние самым ценным, что есть у человека, ибо только в любви люди проявляют самые лучшие свои качества. «Любить иных — тяжелый крест…» — гимн любви, ее чистоте и красоте, ее незаменимости и необъяснимости. Нужно сказать, что до последних дней именно это чувство делало Б. Л. Пастернака сильным и неуязвимым, несмотря на все сложности жизни. Для поэта понятие «женщина» и «природа» слиты воедино. Любовь к женщине настолько сильна, что лирический герой начинает чувствовать подсознательную зависимость от этой эмоции.
Он не мыслит себя вне любви. Несмотря на то, что стихотворение по объему очень маленькое, но, тем не менее, оно весьма вместительное в идейном и философском плане. Данное произведение привлекает своей легкостью и простотой скрытых в ней истин. Думаю, в этом и проявляется талант Пастернака, который умел в подчас сложных ситуациях находить истину, воспринимающуюся очень легко и естественно. Стихотворение «Любить иных — тяжелый крест…» стало, на мой взгляд, ключевым произведением о любви в творчестве Пастернака.
В большой степени именно оно стало символом творчества поэта.
Анализ стихотворения Б. Пастернака «Любить иных — тяжелый крест…»